Ученые обнаружили относительно быстрое изменение состояния сразу у шести галактик: за несколько месяцев их ядра резко нарастили активность. Такое превращение связывают с резким изменением темпа падения вещества на центральные сверхмассивные черные дыры в этих объектах. Подобные переходы редки, но отличаются от уже известных, поэтому авторы предложили выделить их в отдельный класс, сообщается в The Astrophysical Journal.
Существует обширная классификация галактик, в том числе галактик с активными ядрами (АЯГ), которые видны благодаря мощному излучению центральной области, а не из-за звездного населения. АЯГ различают по спектральным характеристикам, а с теоретической точки зрения эта разница определяется двумя параметрами: углом между лучом зрения и галактической плоскостью, а также темпом аккреции на центральную черную дыру.
Исторически существовали подходы, которые пытались все разнообразие наблюдательных проявлений АЯГ свести исключительно к ориентации. Однако в последние годы открывают все больше изменяющих свой «внешний вид» галактик, которые не вписываются в такие модели, так как такие большие структуры не могут заметно повернуться за несколько лет.
Обычно подобные изменения заключаются в появлении (или исчезновении) либо непрерывного излучения в континууме, которое невозможно объяснить звездами, либо области с широкими эмиссионными линиями. Такие регионы должны возникать в непосредственной близости от центральной черной дыры, так как за расширение линии отвечает эффект Доплера, а для большого разброса скоростей необходимо быстро двигаться. Подобных случаев смены типа известно уже достаточно много, и они обычно связывают с резким изменением темпа аккреции на масштабе месяцев.
Астрономы из США, Нидерландов, Швеции и Тайваня под руководством Сары Фредерик (Sara Frederick) из Мэрилендского университета в Колледж-Парке описали наблюдения переходов сразу шести галактик класса LINER (Low-ionization nuclear emission-line region — ядерная область с излучением в линиях слабоионизованных элементов) в активное состояние АЯГ в течение девяти месяцев. В четырех случаях в излучении галактик появились широкие линии, то есть они фактически стали квазарами, а в двух объекты превратились в активные сейфертовские галактики I типа.
Тип LINER весьма распространен: по оценкам, к нему относится около трети всех галактик в локальной окрестности. В научном сообществе, однако, нет консенсуса ни относительно их классификации как АЯГ, ни касательно механизма излучения: согласно одной теории, это проявление умеренной активности ядра, а по другой теории за это ответственен высокий темп звездообразования и множество молодых ярких звезд.
В случае сейфертовских галактик ученые и раньше обращали внимание на изменения спектра (обычно происходит переход между типами I и II), но превращение из LINER наблюдается весьма редко, даже несмотря на распространенность этого вида галактик. В рамках новой работы астрономы хотели разобраться в переходах между сейфертовскими типами, но обнаружили выделяющиеся по спектральным свойствам от всех других известных случаев превращения, которые оказались намного интереснее.
Открытие удалось сделать благодаря новому обзорному инструменту Zwicky Transient Facility (ZFT — автоматической установке в Паломарской обсерватории в Калифорнии, которая начала регулярные наблюдения в марте 2018 года). «Удивительно, что любая галактика может измениться на человеческом масштабе времени. Эти изменения происходят гораздо быстрее, чем мы может объяснить текущими теориями о квазарах, — говорит Фредерик. — Потребуются новые исследования для понимания того, что может так повлиять на темп аккреции в галактике и привести к таким быстрым изменениям. Участвующие в этом процессы должны быть исключительными и впечатляющими».
Недавно астрономы выделили новый тип «холодных квазаров», которыми удалось заполнить пробел в эволюции галактик. Также ученые предположили, что нашли самый далекий скрытый квазар и разобрались с излучением изображений шестикратно линзированного квазара.
Тимур Кешелава
Она оказалась в молекулярном облаке
Астрономы впервые достоверно обнаружили в молекулярном облаке Млечного Пути угольную кислоту. Это первая межзвездная молекула, содержащая три атома кислорода, и третья карбоновая кислота, обнаруженная на данный момент в космосе. Статья опубликована в The Astrophysical Journal. Карбоновые кислоты представляют собой разновидность сложных органических молекул, широко распространены в природе и считаются предшественниками многих важных для существования жизни пребиотических молекул, таких как аминокислоты и липиды. Однако к настоящему моменту в межзвездной среде были достоверно обнаружены лишь два таких соединения — муравьиная и уксусная кислоты. Группа астрономов во главе с Мигелем Санс-Ново (Miguel Sanz-Novo) из Испанского астробиологического центра сообщила, что впервые нашла в межзвездной среде угольную кислоту (HOCOOH). Эта молекула играет важную роль в различных биологических и геохимических процессах, ранее ее наличие предсказывалось для ледяных спутников планет-гигантов, а также Меркурия и Марса. Наблюдения велись за молекулярным облаком G+0.693—0.027, расположенным в направлении центра Млечного Пути, при помощи 40-метрового радиотелескопа Обсерватории Йебеса и 30-метрового радиотелескопа IRAM в период с марта 2021 по март 2022 года и с 1 по 18 февраля 2023 года. Исследователи обнаружили в облаке цис-транс конформер угольной кислоты со значением колонковой плотности 6,4×1012 молекул на квадратный сантиметр. Более стабильный цис-цис конформер угольной кислоты обнаружен не был, предполагается, что он может быть довольно многочисленным в межзвездном пространстве, хотя его практически невозможно обнаружить радиоастрономическими методами. Ученые считают, что угольная кислота способна образовываться в холодных плотных молекулярных облаках на поверхности ледяных пылинок, в ходе реакций между угарным газом и гидроксильным радикалом или в ходе облучения заряженными частицами смесей водяного и углекислотного льдов. Ранее мы рассказывали о том, как комету Виртанена уличили в перевыработке спирта при сближении с Солнцем.