Количество старых клеток в жировой ткани диабетиков уменьшили за две недели

Биологи из клиники Майо опубликовали результаты третьего клинического испытания сенолитиков — препаратов, которые должны избирательно уничтожать старые клетки в тканях. Девять пациентов с диабетом и почечной недостаточностью принимали сенолитики в течение трех дней, а уже через 11 дней исследователи обнаружили, что старых клеток в их жировой ткани стало меньше. Это первое экспериментальное подтверждение того, что сенолитики выполняют свою непосредственную функцию у людей, пишут ученые в журнале EBioMedicine.

Одной из причин возрастных патологий в организме человека считаются старые (или сенесцентные) клетки. Это группа клеток, которые не размножаются, не умирают, не выполняют отведенных им функций в ткани, но вызывают воспаление. Бороться с ними можно с помощью препаратов сенолитиков: они блокируют механизмы, с помощью которых сенесцентные клетки сопротивляются смерти.

Сенолитики уже хорошо проявили себя в экспериментах на мышах: с их помощью удалось уничтожить старые клетки в разных тканях, включая жировую и нервную, а также продлить жизнь животных на 36 процентов.

На людях же пока прошли только два клинических испытания. В январе 2019 года ученые из клиники Майо отчитались об успешном применении сенолитиков у пациентов с фиброзом легких: физическое состояние испытуемых улучшилось, хотя функции легких не восстановились. В июне 2019 года компания Unity Biotechnology рассказала об испытании сенолитиков у пациентов с остеоартритом: субъективные ощущения боли стали слабее, хотя физиологические показатели — например, концентрация провоспалительных веществ в крови — изменились несущественно.

Сейчас группа исследователей из клиники Майо под руководством Джеймса Киркленда (James Kirkland) подвела промежуточные итоги третьего клинического испытания. Его участники — девять пациентов с хронической почечной недостаточностью, которая вызвана диабетом. По замыслу авторов эксперимента, два сенолитика — дазатиниб и кверцетин — должны улучшить функцию почек в долгосрочной перспективе.

Уже после первого курса препаратов (прием в течение трех дней) ученые решили проверить, есть ли изменения в тканях пациентов. Предыдущие клинические испытания оценивали только субъективные ощущения и качество работы органов, но не проверяли главное — уничтожают ли сенолитики свою непосредственную мишень. В этот раз исследователи взяли у пациентов не только плазму крови на анализ, но также и биопсию кожи и жировой ткани, где образуется особенно много сенесцентных клеток при ожирении и диабете.

Исследователи обнаружили, что через 11 дней после приема сенолитиков количество старых клеток уменьшилось. Их наличие определяли разными способами (через экспрессию характерных генов или окрашиванием специфичными маркерами) и в зависимости от метода оценки их количество в жировой ткани снизилось на 17-62 процента, и на 20-31 процент — в коже.

Сенесцентные клетки известны также своей способностью вызывать воспаление и привлекать иммунные клетки в ткань. Поэтому ученые измерили количество макрофагов в жировой ткани: по отношению к собственно жировым клеткам их стало на 28 процентов меньше, чем до приема сенолитиков. Снизилось и количество провоспалительных веществ, которые выделяют старые клетки в кровь.

О долгосрочных последствиях приема сенолитиков при диабете пока ничего не известно. Тем не менее, уже на ранних стадиях видно, что эти препараты работают на клеточном уровне: это позволяет предположить, что успехи предыдущих клинических испытаний тоже непосредственно связаны с уничтожением старых клеток.

Сенолитики — одно из так называемых возможных «лекарств от старости»: как и все подобные средства, их приходится испытывать на людях с возрастными заболеваниями. Если они окажутся эффективны против конкретных болезней — остеоартрита, диабета или других — то дальше можно будет изучить, как они влияют на другие процессы старения в организме испытуемых. По этому принципу было устроено одно недавнее исследование: пациентам пытались восстановить работу тимуса (органа иммунной системы) с помощью комбинации препаратов, а в процессе оказалось, что их эпигенетический возраст стал меньше на несколько лет.

Нематоды почувствовали телом градиент звукового давления