Автором рукописных заметок, покрывающих страницы Первого фолио Уильяма Шекспира из фондов Публичной библиотеки Филадельфии, назван выдающийся английский поэт XVII века Джон Милтон. Открытие принадлежит научному сотруднику Кембриджского университета Джейсону Скотт-Уоррену (Jason Scott-Warren). Об этом сообщает The Guardian со ссылкой на публикацию Скотт-Уоррена на форуме Кембриджского университета.
Первым фолио Шекспира называется первое издание его драматических сочинений, подготовленное и выпущенное в 1623 году в Лондоне Джоном Хемингом и Генри Конделлом, друзьями и бывшими коллегами покойного драматурга. В этот роскошно изданный том под названием «Мастера Уильяма Шекспира комедии, исторические хроники и трагедии» вошли 36 пьес, составляющих сегодня основу так называемого шекспировского канона (18 из них прежде ни разу не публиковались).
Всего было издано примерно 750 экземпляров Первого фолио, из них до наших дней сохранилось 223. Бóльшая их часть хранится в собрании Фолджеровской библиотеки в Вашингтоне (округ Колумбия, США), остальные — в других крупных библиотеках; некоторые доступны онлайн, например экземпляр из собрания библиотеки Оксфордского университета.
Многие экземпляры сохраняют на полях пометки, оставленные первыми читателями. Процесс чтения в Англии XVI–XVII веков подразумевал гораздо более активную работу с книгой, чем сегодня: пометки, подчеркивания, записи на полях, в том числе развернутые комментарии, были самым обычным делом. Сегодняшние исследователи часто изучают эти маргиналии — богатый источник наших знаний о том, как читатели раннего Нового времени усваивали тот или иной текст.
В 2019 году в Лондоне был опубликован сборник научных статей, посвященный подобным пометкам, — «Early Modern English Marginalia». В него вошла статья профессора английской литературы Университета штата Пенсильвания Клэр Борн (Claire Bourne), в которой описывались маргиналии на полях филадельфийского экземпляра Первого фолио.
Борн описала примечания, оставленные неизвестным ей читателем Шекспира на полях рядом с текстом «Гамлета», «Ромео и Джульетты» и целого ряда других пьес. Она обратила внимание на то, что этот человек, по-видимому, хорошо знал разные варианты произведений Шекспира, в том числе выходившие отдельными изданиями. В частности, читатель дополнял тексты из Первого фолио фрагментами из других изданий там, где эти фрагменты были опущены Хемингом и Конделлом.
Эти добавления, как и другие пометки в текстах и на полях, выдавали не просто хорошего знатока Шекспира и других поэтов XVI века, но и человека, чуткого к ритму стиха, внимательного к опечаткам, а также вдумчиво воспринимавшего наиболее глубокие и запоминающиеся пассажи из шекспировских пьес.
Борн не ставила себе задачу идентифицировать личность эрудированного читателя. Это после чтения ее статьи, снабженной фотокопиями страниц Первого фолио с рукописными пометками, сделал Джейсон Скотт-Уоррен из Кембриджского университета. Внимательно изучив почерк раннего читателя и почитателя Шекспира, он узнал руку другого выдающегося английского поэта XVII века Джона Милтона (John MIlton), чьи рукописи дошли до нашего времени.
9 сентября Скотт-Уоррен опубликовал на форуме Кембриджского университета большой пост, в котором изложил свои выводы. Исследователь подчеркнул, что сам он обычно с недоверием относится к подобным сенсационным открытиям и поэтому ждет критики от коллег. За прошедшие с тех пор десять дней коллеги согласились с его выводами, говорится в публикации The Guardian.
В настоящее время Клэр Борн и Джейсон Скотт-Уоррен планируют написать несколько совместных статей. Их открытие позволит по-новому взглянуть на то, как пьесы Шекспира воспринимали его младшие современники, а также лучше понять, как Милтон читал своих предшественников и что именно заимствовал у них для своего творчества.
Уильям Шекспир умер в 1616 году, при первом английском короле из династии шотландских Стюартов Иакове I. Джон Милтон родился в Лондоне в конце 1608 года и уже в университете стал сочинять стихи на латинском и английском языках. В 1630 году он написал стихотворение On Shakespeare («К Шекспиру», впервые опубликованное в 1632 году), в котором воздал хвалу своему предшественнику. Вопрос о влиянии творчества Шекспира на Милтона сегодня широко обсуждается учеными.
В 1640-е годы, когда в Англии вспыхнула пуританская революция (едва ли не первым делом новое правительство запретило в Лондоне деятельность театров, в том числе шекспировского «Глобуса»), Милтон включился в политику, поддержал пуритан, одобрил свержение и казнь короля Карла I, сына Иакова, принял участие в работе республиканского правительства. После поражения революции и восстановления монархии Милтон вернулся к своим поэтическим замыслам, завершил и опубликовал свои лучшие произведения, принесшие славу английской литературе: эпические поэмы Paradise Lost («Потерянный Рай», 1667) и Paradise Regained («Возвращенный Рай», 1671), а также трагедию Samson Agonistes («Самсон-борец», 1671). Умер Милтон, задолго до того ослепший, переживающий семейные неурядицы и разочарование в политике, в 1674 году.
Дмитрий Иванов
В каких условиях трудились и чем болели рабочие
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Вскоре после начала Великой Отечественной войны государство учредило Совет по эвакуации. К осени 1942 года эта организация перевезла на восток СССР более 2400 промышленных предприятий и около 25 миллионов человек. Женщины, подростки и пожилые люди, которые трудились вдали от линии фронта, помогли Красной Армии сдержать немецкие войска и перейти в контрнаступление. В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской, историки Венди Голдман и Дональд Фильцер рассказывают, как государству удалось в краткие сроки мобилизовать все доступные ресурсы, какую роль в тыловой жизни играла коррупция и как людям удалось пережить тяжелый труд, голод и вспышки эпидемий. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным травмам и болезням советских рабочих в оборонной отрасли.