Нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» 11 сентября 2019 года спустил на воду круизный лайнер «Мустай Карим» проекта PV300, способный перевозить до 329 пассажиров. Согласно сообщению завода, это первый за последние 60 лет пассажирский теплоход, построенный отечественным предприятием. Готовность спущенного на воду судна составляет 80 процентов.
Понятие теплохода очень обширно. Таким термином можно назвать практически любое современное судно, если оно не оснащено ядерным реактором, парусным вооружением или не использует электрическую двигательную установку с питанием от аккумуляторов. Теплоходы обычно оснащаются дизельными двигателями, но существуют и суда, использующие для движения газотурбинные двигательные установки.
Строительство пассажирского теплохода «Мустай Карим» ведется с 2017 года для компании «ВодоходЪ». После спуска судна на воду планируется начать его ходовые испытания, чтобы завершить всю программу проверок до завершения сезона навигации. Затем теплоход будет достраиваться на плаву. Судно будет использоваться в круизных плаваниях; в первый рейс оно выйдет в мае 2020 года.
Длина круизного теплохода составляет 141 метр, ширина — 16,8 метра, а осадка — 3 метра. Судно оснащено энергетической установкой из двух дизельных двигателей Wartsila 6L20 мощностью 1200 лошадиных сил каждый. Эксплуатационная скорость лайнера составляет 22,5 километра в час, а дальность его хода — около 6 тысяч километров.
Судно класса PV300 рассчитано на передвижения по внутренним реками, а также в прибрежной зоне. Лайнер предназначен для дальних круизных переходов, в том числе из Москва — Астрахань, Москва — Санкт-Петербург и Москва — Ростов-на-Дону.
Согласно сообщению завода «Красное Сормово», лайнер оснащен четырехъяурсной жилой надстройкой; на нем будут размещены несколько ресторанов, библиотека, конференц-зал, спа-салон, несколько баров и большая открытая прогулочная площадка.
Василий Сычёв
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.