Предприятия госкорпорации «Росатом» приступили к предварительным испытаниям композиционных материалов отечественной разработки, которые будут использоваться для изготовления различных деталей для перспективного пассажирского лайнера МС-21. Об этом, как пишет Flightglobal, заявил генеральный конструктор корпорации «Иркут» Олег Демченко. По его словам, этот этап испытаний должен завершиться до конца текущего года. При этом полный спектр испытаний российские композиты должны пройти в течение по меньшей мере года.
МС-21 создается с первой половины 2000-х годов. В зависимости от конфигурации лайнер сможет перевозить от 150 до 210 пассажиров. Дальность его полета составит шесть тысяч километров, а скорость полета — около 870 километров в час. В своем классе лайнер получил самый широкий фюзеляж. Его ширина составляет 4,06 метра. Длина МС-21 составляет 42,2 метра, размах крыла — 35,9 метра, а высота — 11,5 метра. Максимальная взлетная масса лайнера составляет 79,3 тонны при максимальной массе коммерческой нагрузки — 22,6 тонны.
В конструкции МС-21 используется множество элементов, выполненных из углепластика. В частности, лайнер является первым узкофюзеляжным пассажирским самолетом с крылом, выполненным из композиционных материалов. Программа МС-21 попала под действие иностранных санкций в части запрета на поставки в Россию полимеров американского производства. В результате санкций российские предприятия «Аэрокомпозит» и «Технология» потеряли возможность закупать полимерные материалы у американской компании Hexcel и японской Toray Industies.
Разработка собственных полимерных связующих составов для композиционных материалов ведется в России с начала 2019 года. Работы частично поддерживаются российской масштабной программой импортозамещения. Как ожидается, российские композиционные материалы, разработанные предприятиями «Росатома», будут использоваться для производства лонжеронов крыла, фюзеляжа и хвостового стабилизатора. «Росатом» является крупнейшим в России производителем композиционных материалов на основе углеволокна.
К настоящему времени корпорация «Иркут» собрала в общей сложности пять образцов самолета МС-21-300. Два из них проходят испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского, а остальные — используются в программе летных испытаний. Как ожидается, до конца текущего года в воздух поднимется четвертый летный образец МС-21-300. Основная конфигурация МС-21-300, проходящая летные испытания, оснащена двигателями PW1400G американской компании Pratt & Whitney. С такими силовыми установками самолет, в частности, планируется поставлять на экспорт.
В настоящее время в России ведется разработка новых двигателей ПД-14, которыми будет оснащаться одна из конфигураций МС-21. В июле текущего года вице-премьер России Юрий Борисов заявил, что «Иркут» занимается строительством двух МС-21-300, предназначенных для летных испытаний, один из которых получит двигатели ПД-14 и с ними будет выполнять испытательные полеты. Речь идет о четвертом и пятом летном образцах МС-21.
Василий Сычёв
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.