Чернохвостые олени запомнили маршруты миграций

Американские зоологи выяснили, что чернохвостые олени ежегодно мигрируют, вспоминая свои маршруты прошлых лет, а не просто бесцельно движутся по местности, переходя от одного участка с сочной травой к другому. Исследование опубликовано в журнале Ecology Letters.

Сезонные миграции животных можно объяснить по-разному. По одной из версий миграции происходят из-за ежегодного изменения условий, на которые животные реагируют инстинктивно — например, они следуют за источником пищи, или в соответствии с изменением температуры среды.

Другое объяснение связывает миграции со знаниями, которые передаются по наследству. По такой гипотезе животные запоминают маршруты прошлых миграций и следуют по ним из года в год. В пользу этой версии говорит поведение бизонов, которые приходят в одни и те же места, богатые кормом, даже если они уже не так обильны, как другие.

Джерод Меркл (Jerod Merkle) из Вайомингского университета и его коллеги провели исследование, чтобы выяснить, что важнее для выбора пути миграции у оленей. В качестве объекта исследования они выбрали чернохвостого оленя (Odocoileus hemionus): этот вид каждый год совершает путешествия в несколько сотен километров из низин на южные склоны гор и обратно, следуя за свежей растительностью. В течение трех лет зоологи наблюдали за миграциями 91 оленя из четырех стад, живущих в штатах Вайоминг и Нью-Мексико. С помощью ошейников с GPS-трекерами ученые смогли построить маршрут, по которому из года в год животные проходят до 500 километров в оба конца.

После этого ученые создали компьютерные модели, которые должны были помочь выяснить, пользуются олени памятью или же для них важнее окружающие условия. Они включили в модель сезонные изменения плотности растительности на территории, по которой идут олени, особенности рельефа местности, глубину снежного покрова, расстояние до ближайших дорог и прочие факторы. После этого они создали компьютерную симуляцию, в которой вместо реальных оленей по той же местности должна была мигрировать смоделированная популяция из тысячи оленей. Симуляция учитывала либо только ландшафт, либо ландшафт и распределение ресурсов, либо только память, либо все вместе. Олени в симуляции стартовали оттуда же, откуда шли реальные олени, и должны были прийти в точку финиша.

В результате оказалось, что олени в симуляции, которые не использовали память о прошлых маршрутах, даже не приблизились к финальной точке, и хаотично блуждали по территории. В то же время симуляции, которые использовали ландшафт, ресурсы и память о маршрутах, повторили маршрут в точности. Ученые подсчитали, что память для оленей в 28 раз важнее, чем влияние местных условий и особенностей.

Авторы статьи рассчитали и выгоду от использования памяти о маршрутах. Оказалось, что пастбища, на которые каждый год идут олени, на 230 процентов богаче кормом, чем те места, которые они минуют по пути. Это значит, что олени помнят лучшие с точки зрения прокорма места и каждый год целенаправленно идут к ним, не отвлекаясь по пути, а иногда и на расстояния до 250 километров.

Результаты работы показывают, что животные активно используют пространственную память, и, вероятно, передачу знаний через поколения, чтобы обеспечить себе лучшие условия для жизни. Сезонные изменения условий тоже имеют значение — ученые считают, что по ним олени определяют время, когда пора отправляться в путь.

Олени и бизоны — не единственные животные, которые помнят свои маршруты. Мы писали о том, что синие киты тоже умеют находить дорогу к еде, вспоминая свои прошлые путешествия.

Максим Печорин