Корабль «Союз МС-14» с роботом Федором отправился к МКС

Ракета «Союз-2.1а» с кораблем «Союз МС-14», на борту которого вместо космонавтов находится антропоморфный робот Федор, успешно стартовала с космодрома Байконур и вывела его на орбиту. Это первый с 1986 года запуск космического корабля серии «Союз» без экипажа на борту, поскольку главная задача пуска — провести испытания нового носителя с пилотируемым кораблем. До сих пор «Союзы» выводила на орбиту ракета «Союз-ФГ». Трансляция пуска шла в канале «Роскосмоса» на YouTube.

Стыковка «Союза МС-14» со станцией планируется на утро 24 августа. Она будет проходить в автоматическом режиме под контролем специалистов ЦУП и космонавтов Алексея Овчинина и Александра Скворцова.

Корабль доставит на МКС около 670 килограммов груза: научное и медицинское оборудование, комплектующие для системы жизнеобеспечения, контейнеры с продуктами питания, медикаменты и средства личной гигиены, а также антропоморфного робота Федора, созданного компанией «Андроидная техника» и Фондом перспективных исследований. Андроида, который получил «позывной» Skybot F-850, будут испытывать в работе на борту МКС российские космонавты.

О создании робота Федора (от английской аббревиатуры FEDOR — Final Experimental Demonstration Object Research, финальный экспериментальный демонстрационный объект исследований) стало известно в октябре 2016 года. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, который занимал в то время пост вице-премьера, объявил, что нового робота приспособят для участия в полете перспективного пилотируемого космического корабля. Ранее робот продемонстрировал навыки стрельбы и управления автомобилем.

В капсуле «Союза МС-14» 160-килограммовый робот занял центральное командирское кресло, но не совершал никаких манипуляций, однако сенсоры в его корпусе должны были измерять перегрузку. Во время трансляции запуска, которая шла на сайте «Роскосмоса» и в YouTube, механический голос сказал «Поехали», а потом время от времени сообщал значение перегрузки.

На борту МКС управлять роботом будет космонавт Александр Скворцов. По словам представителей Роскосмоса, эксперименты с Федором будут проходить в режиме аватара — космонавт наденет шлем и специальные перчатки, и робот будет повторять его движения. Данные при этом будут передаваться не по радиоканалу, а по кабелю. Если эксперименты пройдут успешно, в дальнейшем планируется использовать подобного робота для операций в открытом космосе. Корабль «Союз МС-14» пробудет в составе МКС меньше месяца — его возвращение на Землю вместе с роботом планируется на 7 сентября.

С 2011 года на борту МКС находился другой антропоморфный робот — Robonaut 2, разработанный NASA в сотрудничестве с General Motors. Однако в мае 2018 года он вернулся на Землю на борту корабля Dragon для модернизации. Представители NASA заявляют, что возвращение робота на орбиту планируется не ранее конца 2019 года.

https:www.youtube.com/embed/DhAaXMNwGA8

Нынешний пуск стал первым стартом корабля серии «Союз» на ракете «Союз-2.1а». Этот модернизированный носитель с цифровой системой управления летает с 2004 года, в частности, он десять раз выводил на орбиту грузовые корабли «Прогресс». Однако в апреле 2015 года, во время очередного запуска «грузовика», произошел сбой при отделении от третьей ступени — он начал неконтролируемо вращаться и не смог добраться до МКС. Поэтому было принято решение провести первый пуск «Союза» на этом носителе без экипажа.

«Аналоговый» «Союз-ФГ» пока останется в строю — именно на нем 25 сентября отправится на МКС следующий экипаж: россиянин Олег Скрипочка, астронавт NASA Джессика Мейр (Jessica Meir) первый космонавт Объединенных Арабских Эмиратов Хаззаа аль-Мансури (Hazzaa Al Mansoori).

NASA не нашло подходящих астероидов для уже построенных зондов «Янус»