Полностью электрический паром «Эллен» 15 августа 2019 года совершил первую перевозку. Согласно сообщению (pdf) компании Leclanche, занимавшейся установкой аккумуляторов на новый паром, «Эллен» выполнил рейс в Дании между портом Сёбю на острове Эрё и Фюнсхав на острове Альс. Разработчики называют «Эллен» крупнейшим электрическим паромом в мире.
В Дании в настоящее время действует правительственная программа Danish Natura, который предусматривает развитие экологичного транспорта в стране. Программа действует с 2015 года и частично финансируется Евросоюзом. Строительство парома «Эллен» велось с 2017 года.
Судно принадлежит транспортной компании Aeroe Ferries. Паром имеет в длину 60 метров и 13 метров в ширину. Он оснащен аккумуляторной батареей емкостью 4,3 мегаватт-час, полной зарядки которой ему хватает для преодоления 22 морских миль (около 41 километра). Паром рассчитан на перевозку до 30 автомобилей и 200 пассажиров
По оценке Leclanche, использование «Эллен» позволит сократить выбросы углекислого газа на 2 тысячи тонн в год, оксидов азота — на 42 тонны, двуокиси серы — на 1,4 тонны, а различных мелких частиц включая сажу — 2,5 тонны.
По сообщению муниципалитета Эрё, в первый день работы электрический паром выполнил три рейса, причем особого уведомления о вводе в строй нового судна для пассажиров не делалось. В ближайшие несколько недель нагрузку на «Эллен» планируется увеличить — электрический паром, по плану, должен будет выполнять до семи перевозок в день.
«Эллен» останется крупнейшим электрическим паромом относительно недолго. В 2020 году в Канаде на острове Эмхерст на озере Онтарио начнет работать электрический паром длиной 68 метров и шириной 25 метров. Он будет перевозить до 42 автомобилей и 300 человек.
В 2021 году на канадском острове Вольф, также находящемся на озере Онтарио, начнет работать электрический паром длиной 98 метров и шириной 25 метров. Это судно будет перевозить до 75 автомобилей и до 399 пассажиров.
В сентябре прошлого года европейский авиастроительный концерн Airbus объявил о намерении оснастить один из трех своих ролкеров парусной тягой. Благодаря этому концерн планирует сократить ежегодные топливные расходы по меньшей мере на один миллион евро и уменьшить выбросы углекислого газа на восемь тысяч тонн.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.