Компания Waymo опубликовала большой датасет, предназначенный для обучения алгоритмов беспилотных автомобилей. Он содержит в себе тысячу 20-секундных записей, собранных с пяти лидаров и пяти камер во время реальных поездок по четырем американским городам с разными условиями. Большая часть данных в датасете размечена и содержит в себе метки суммарно о 12 миллионах объектов вокруг автомобиля, сообщается в блоге Waymo. Датасет доступен только для некоммерческого использования.
Беспилотные автомобили используют множество алгоритмов, которые условно можно разбить на два основных типа: алгоритмы восприятия среды и алгоритмы управления. Первый тип отвечает за формирование в реальном времени детальной и точной картины происходящего вокруг автомобиля. В основном для этого используются нейросетевые алгоритмы компьютерного зрения, точность работы которых напрямую зависит от количества обучающих данных, причем эти данные практически невозможно с достаточной точностью создать искусственно. Из-за этого разработчикам беспилотников приходится тестировать на дороге десятки или даже сотни автомобилей-прототипов, собирающих большой объем данных о реальных ситуациях на дорогах.
Waymo, считающаяся одним из лидеров отрасли беспилотных автомобилей, опубликовала в открытом доступе датасет, собранный во время тестовых поездок ее автомобилей по американским городам, расположенным в штатах Калифорния, Аризона и Вашингтон. Датасет собран на основе тысячи поездок, различающихся между собой погодой, временем суток, количеством пешеходов и автомобилей вокруг, а также другими факторами. Из каждой поездки разработчики выбрали наиболее репрезентативный фрагмент длиной 20 секунд.
Данные, собранные из каждой поездки состоят из видеороликов с пяти камер и облаков точек с пяти лидаров (одного дальнего действия и четырех ближних). Для удобства дальнейшей обработки алгоритмами все данные синхронизированы и сформированы в виде единых пакетов данных за каждые 0,1 секунды поездки.
Данные размечены и на них нанесены границы вокруг объектов четырех главных типов: автомобили, пешеходы, велосипедисты и дорожные знаки. При этом пока размечены только все данные с лидаров, а с камер размечено только сто роликов. Всего эти метаданные описывают 12 миллионов объектов. В будущем компания планирует доразметить эти данные, а также опубликовать данные с новых поездок.
Датасет доступен только для некоммерческого использования, что может быть критичным для компаний, планирующих использовать свои беспилотные автомобили в составе сервисов такси или серийных автомобилях. Ранее Waymo под такими же условиями начала продавать боковые лидары собственной разработки.
Ранее другие исследовательские группы и компании уже публиковали большие датасеты для обучения беспилотных автомобилей. При этом зачастую они состоят только из данных с камер, как прошлогодний датасет Калифорнийского университета в Беркли, либо собраны в небольшом районе и недостаточно разнообразны, как в случае с датасетом Ford. Наиболее похожий датасет в начале 2019 года опубликовала компания Aptiv Autonomous Mobility. Ее набор данных nuScenes также состоит из тысячи 20-секундных фрагментов и содержит данные с шести камер, одного лидара, пяти радаров и других датчиков.
Григорий Копиев
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.