Американские психологи выяснили, что использование эмодзи и смайликов в переписке может обеспечить успех в общении с потенциальным романтическим партнером. С помощью двух исследований, в которых они опросили более 5,5 тысячи человек, ученые показали, что у тех, кто чаще использует эмодзи в переписке, первые свидания чаще заканчиваются поцелуем или половым контактом, а также чаще переходят в романтические отношения. Статья с описанием исследования опубликована в PLoS One.
Значительная часть общения сегодня идет с помощью текстовых сообщений, где выражение и распознавание эмоций затруднено. Если при личном общении состояние человека легко распознать по невербальным маркерам, то в переписке отсутствуют и выражение лица, и интонация, и другие невербальные сигналы. В переписке подобными маркерами могут служить повышение регистра, дополнительные знаки препинания и, разумеется, эмодзи.
Как показывают недавние исследования, зрительная система головного мозга человека реагирует на эмодзи и на лица людей схожим образом, то есть, по всей видимости, в них действительно можно распознать человеческие (или другие) черты и считать валидным маркером выражения эмоций. Соответственно, эмодзи в переписке могут помочь выразить и распознать намерения и цель общения — например, возможные романтические отношения. Разобраться в этом подробнее решили ученые под руководством Аманды Гессельман (Amanda Gesselman) из университета Индианы в Блумингтоне.
Для этого они провели два исследования в форме опроса. В первом приняли участие 5327 американцев, которые предоставили свои демографические данные (пол, возраст, сексуальная ориентация и этническая принадлежность), а также ответили на вопросы о том, как часто они используют эмодзи и смайлики в переписке и какой смысл они вкладывают в них, используя при общении с потенциальным романтическим партнером. В частности, среди вариантов ответа на вопрос о мотивации были утверждения вроде «мне так проще выразить чувства» и «это проще, чем писать целые предложения». Кроме того, участники сообщили о количестве первых свиданий за прошедший год и частоте сексуальных контактов за тот же период.
Ученые выяснили, что примерно 30 процентов участников из выборки используют эмодзи и смайлики в переписке с потенциальными романтическими партнерами для того, чтобы лучше выразить себя и собственные намерения. Кроме того, использование эмоций в переписке ученые связали (p < 0,001) с бóльшим количеством первых свиданий и сексуальных контактов с учетом пола и возраста как побочных переменных.
С помощью второго исследования ученые решили воспроизвести полученные результаты, а также проверить, как использование эмодзи и смайликов связано с успехом в романтических отношениях после первого свидания, а также учесть другие переменные: в частности, то, насколько часто участники вообще пользуются мессенджерами. Во втором опросе приняли участие 275 человек, которые ответили на те же самые вопросы, что и участники первого исследования, а в дополнение также спросили о том, сколько у участников было вторых свиданий. Также ученые попросили предоставить подробности о последнем первом свидании: в частности, их интересовало то, общались ли участники со своими потенциальными партнерами в переписке и использовали ли эмодзи, а также то, как прошло свидание.
В отличие от результатов первого исследования, ученым не удалось обнаружить статистически значимой (p = 0,44) связи между частотой использования эмодзи и количеством первых свиданий. При этом частота использования эмодзи коррелировала с количеством вторых свиданий, количеством сексуальных партнеров и числом сексуальных контактов. Кроме того, частое использование эмодзи позитивно коррелировало (p < 0,001) с поцелуем и сексом после первого свидания, а также началом романтических отношений.
У исследования, тем не менее, есть важные ограничения. В частности, ученые не уточняли у участников, какие именно эмодзи они используют, а также не было данных о том, как именно эмодзи интерпретируют собеседники участников опросов. На этом, поэтому, необходимо сосредоточиться в будущих работах. Пока что авторы работы указали на то, что использование эмодзи и смайликов как невербальных средств в коммуникации при переписке, по всей видимости, может потенциально обеспечить успех в построении романтических отношений, а также является важной частью социальной коммуникации в современном мире.
Еще один аспект электронной переписки, который, по всей видимости, беспокоит людей — это необходимость ставить точку в конце предложения. Разумеется, правила пунктуации точки требуют, но исследование, проведенное в 2017 году, показало, что по крайней мере коротким сообщениям точка добавляет негативный эмоциональный окрас.
Елизавета Ивтушок