Исследовательская лаборатория ВВС США провела первые летные испытания системы ROBOpilot, позволяющей временно и с минимальными модификациями переоборудовать легкий самолет в беспилотный летательный аппарат. Система использует механические актуаторы для воздействия на органы управления, поэтому потенциально ее можно использовать почти на любом самолете.
Беспилотные летательные аппараты имеют множество преимуществ перед пилотируемыми. Например, они позволяют тестировать новое авиационное оборудование или выполнять боевые вылеты без опасности для пилота. Обычно беспилотные летательные аппараты создаются «с нуля» и подразумевают, что самолет либо вовсе не имеет кабины и органов управления, либо в его конструкцию вносятся серьезные изменения, что значительно повышает стоимость модификации и не дает использовать его в пилотируемом режиме.
Исследовательская лаборатория ВВС США разработала систему ROBOpilot, позволяющую переоборудовать обычные легкие самолеты в беспилотники, но при этом таким образом, чтобы в случае надобности аппарат можно было снова быстро превратить в пилотируемый. Система располагается в кабине пилотов и устанавливается на крепления для кресел. Она состоит из множества актуаторов, подключенных к органам управления, в том числе штурвалу и педалям.
Данные с приборной панели считываются с помощью нескольких камер и алгоритмов компьютерного зрения. Это позволяет самолету проводить автономные взлет, посадку и крейсерский полет. Стоит отметить, что разработчики не рассказывают, каким образом происходит посадки и используется ли для этого курсо-глиссандная система или компьютерное зрение для распознавания взлетно-посадочной полосы. Известно лишь, что в составе системы есть приемник GPS и инерциальный измерительный блок, но этих датчиков недостаточно для надежной посадки.
9 августа 2019 года разработчики провели первый полет самолета Cessna 206, оборудованного системой ROBOpilot. Во время полета самолет провел в воздухе два часа, а затем успешно совершил посадку на военном полигоне Дагвей в штате Юта.
Помимо самолетов американские военные также обеспилочивают и вертолеты. К примеру, компания Aurora Flight Sciences создала прототип беспилотного вертолета на базе многоцелевого UH-1H Huey. В 2018 году его впервые использовали для реальной задачи — доставки топлива, воды и медикаментов резервистам морской пехоты на военных сборах.
Григорий Копиев
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.