Специалисты из компании «Авиареставрация» займутся восстановлением советского бомбардировщика Ту-2, который эксплуатировался во время Второй мировой войны. Работы на базе Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) займут примерно три года, а по завершении реставрации самолет станет единственным летающим Ту-2: большинство таких бомбардировщиков сейчас используются только в виде музейных экспонатов. О начале работ сообщается в пресс-релизе университета.
Разработка двухмоторных фронтовых бомбардировщиков Ту-2 началась в 1939 году, а производили его с 1941 по 1948 год. Советской армией самолет использовался во время Второй мировой войны: из 800 самолетов, выпущенных в военное время, на фронт попало около 750. Ту-2 считается одним из лучших советских бомбардировщиков времен войны: несмотря на достаточно малый вклад в победу советской армии, самолет потерпел меньше всего боевых потерь, а также отличался высокой технологичностью производства.
После войны Ту-2 использовался советской армией до начала 1950-х годов, после чего использовался в ряде балканских стран, Польше и Китае. В частности, многие Ту-2, используемые армией КНР, были сбиты во время Корейской войны. Окончательно эксплуатация Ту-2 завершилась в начале 1980-х годов, и сейчас эти самолеты используются только в виде музейных экспонатов, причем с разной степенью сохранности.
Самолет, реставрацией которого займутся специалисты из компании «Авиареставрация» и НГТУ НЭТИ, эксплуатировался ВВС СССР, после чего был передан КНР, где использовался, предположительно, до 1980-х. После этого Ту-2 был передан в американский музей авиации War Eagles Air Museum, где находился в разобранном состоянии. Этим летом самолет приобрел фонд «Крылатая память Победы», который занимается коллекционированием раритетных советских самолетов — он же передал Ту-2 для реставрации специалистам.
Точная история эксплуатации самолета пока что неизвестна, но, как сообщает президент фонда Борис Осятинский, он не был разбит или сбит, что, возможно, позволит с успехом его реставрировать и привести обратно к летному состоянию. Предположительно, все восстановительные работы по приведению самолета в летное состояние займут три года.
Из других примечательных реставраций авиатехники последних лет можно вспомнить, как в 2016 году американцам удалось частично реконструировать и поднять в воздух первый «борт номер один» (самолет, на борту которого находится Президент США): «Колумбина II», на борту которого в 1953 году совершил полет президент Дуайт Эйзенхауэр, был списан в начале 1960-х годов.
Елизавета Ивтушок
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».