Антропологи выяснили, что, вопреки принципам обеспечения репродуктивного успеха, которые приняты в природе, успех женщин в вопросах выращивания жизнеспособного потомства зависит от количества ее партнеров. Эти данные были получены для народа пимбве, проживающего в западной части Танзании, у которых достаточно распространены разводы и повторные вступления в брак. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Согласно принципам, предложенным в середине XX века английским генетиком Ангусом Джоном Бейтманом, репродуктивный успех самцов характеризуется большей дисперсией, чем репродуктивный успех самок. Объясняется это достаточно просто: мужские особи способны за раз производить огромное количество половых клеток для передачи своего генофонда, у особей женских же их ограниченное количество. Кроме того, самки в получившееся потомство инвестируют гораздо больше: в зависимости от вида, они проводят в близком контакте со своими детенышами, вскармливая и воспитывая их, от нескольких дней до нескольких лет. Репродуктивный успех самок поэтому достаточно стабилен и зависит больше от вклада особи в потомство, чем от количества возможных партнеров.
Другими словами, с ростом количества половых партнеров у самки ее репродуктивный успех меняется не так сильно, как это происходит у самцов, чей успех, в свою очередь, напрямую зависит от успеха при спаривании (в том числе и от количества партнеров). Именно поэтому для самцов большинства видов лучшая стратегия — это оплодотворение максимального количества самок для повышения успеха передачи своего генофонда.
С одной стороны, принципы Бейтмана могут применяться к человеку (как и к любому другому животному), и их часто используют для объяснения распространения ранних представителей современного человека, Homo sapiens. С другой стороны, при проверке этих принципов в популяции людей часто не учитываются культурные, социальные и экономические факторы, а без их учета объяснить дисперсию репродуктивного успеха мужчин и женщин и ее зависимости от успеха при спаривании нельзя.
Разобраться в том, с какими поправками принципы Бейтмана применимы к современному человеку, решили Моник Боргерхофф Малдер (Monique Borgerhoff Mulder) из Калифорнийского университета в Дэвисе и Коди Росс (Cody Ross) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка. Для этого они сосредоточились на демографических данных представителей народа пимбве, населяющих деревню Мирумба в западной Танзании: культурные нормы этого народа позволяют им свободно вступать в брак, разводиться и вступать в брак повторно (за брак у народа считается совместное проживание мужчины и женщины, состоящих в отношениях, подразумевающих половой контакт и возможное рождение детей).
Ученые сосредоточились на пимбве неслучайно: народ известен долгой историей охоты и рыболовства, а также локального фермерства (в основном они выращивают и собирают кукурузу и маниок), успех которых в последние годы страдает от политики государства и нестабильных погодных условий. Всего ученые собрали данные о 1713 жителях Мирумбы старше 11 лет (самый ранний известный в группе возраст появления первого ребенка): за репродуктивный успех людей в выборке считалось количество детей, доживших до возраста пяти лет. Всего для анализа исследователями были собраны данные за 20 лет.
Выяснилось, что, согласно принципам Бейтмана, распространенным в мире животных, дисперсия репродуктивного успеха мужчин в действительности выше, чем у женщин, и зависит от успеха спаривания (здесь под успехом спаривания скорее понимается успех брака — то есть количество лет, проведенных с одним партнером). С другой стороны, в противоречие другому принципу, репродуктивный успех женщин растет с ростом количества ее партнеров — даже с учетом лет, проведенных в браке, как постоянной переменной.
Авторы работы пришли к выводу, что для женщин народа пимбве лучшая (и сравнительно необычная) стратегия, обеспечивающая их репродуктивный успех, — это частая смена партнеров. Объяснений этому может быть несколько, но антропологи считают, что в условиях нестабильной экономической и социальной ситуации женщины пытаются обеспечить жизнеспособность своего собственного потомства, выбирая другого (судя по всему, более подходящего и способного обеспечить лучшую жизнь) партнера. При этом они уточняют, что причина и следствие в этом случае могут быть переставлены местами, и женщины, возможно, привлекают (и обеспечивают себе) больше половых партнеров, будучи более «плодовитыми» — то есть способными произвести больше потомства. Также следует уточнить, что получившийся паттерн нельзя достоверно перенести на всю популяцию за пределами народа пимбве, так как в других социумах действуют другие (отчасти более строгие, отчасти — нет) правила выбора партнера, вступления в брак и рождения детей.
Существуют и другие факторы, которые, пусть и косвенно, но влияют на репродуктивный успех. Например, в декабре прошлого года ученые выяснили, что женщины для привлечения партнера в условиях высокой конкуренции понижают собственный голос.
Елизавета Ивтушок
Согласно модели, «бутылочное горлышко» продолжалось примерно 117 тысяч лет
Группа ученых из Италии, Китая и США построила модель, позволяющую оценить эффективный размер популяции древних людей. Геномы десяти современных африканских популяций указали на то, что между 930 и 813 тысячами лет назад человечество прошло через «бутылочное горлышко», когда количество успешно размножающихся людей сократилось примерно с 98,1 до 1,3 тысячи, то есть примерно в 77 раз. По данным исследователей, в результате этого процесса и его последствий генетическое разнообразие человечества сократилось примерно на 66 процентов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.