Ученые исследовали черепа 77 древних людей и неандертальцев из разных стран мира на предмет экзостозов — костных наростов в ухе. Если у людей, живших в палеолите, выросты встречались примерно с такой же частотой, что и у современного человека, то неандертальцы страдали ими значительно чаще. Вероятно, это связано с тем, что родственник человека проводил больше времени в воде. Исследование опубликовано в журнале PLoS One.
Экзостоз уха — это вырост височной кости, который выглядит как шишечка на стенке слухового прохода. Ничего хорошего в этой шишке нет: разрастаясь, она приводит к ухудшению слуха, шуму в ушах и головным болям. В человеческой популяции болезнь распространена неравномерно, ей обычно страдают те, кто много мокнет в холодной воде, из-за чего болезнь прозвали «ухом серфера».
В древности ухо серфера тоже встречалось. Поскольку болезнь в каком-то смысле профессиональная, по ее распространенности можно судить о занятиях древних людей, и даже его родственников, неандертальцев, потому что в их останках тоже находили признаки экзостозов. Эрик Тринкаус (Erik Trinkaus) из Вашингтонского университета уже несколько лет изучает экзостозы у неандертальцев — так, в 2017 году вышло исследование, в котором антрополог вместе с коллегой из Франции предположил, что у неандертальцев существовала социальная поддержка больных и стариков. По останкам мужчины-неандертальца, долго страдавшего глухотой, ухудшением зрения и болезнями опорно-двигательного аппарата, авторы исследования пришли к выводу, что он уже не мог охотиться сам и не выжил бы без поддержки соплеменников.
В новой работе Эрик Тринкаус и его коллеги из Франции обследовали 77 черепов или их слепков, принадлежавших кроманьонцам (54 экземпляра) и неандертальцам (23 штуки). При этом черепа людей относились как к среднему, так и к позднему палеолиту. Все черепа условно разделили на две группы: сухие и мокрые, в соответствии с теми условиями, в которых предположительно жили их носители. Частично это были лишь догадки, так как про некоторые местонахождения трудно сказать, насколько близко они были к воде в каменном веке.
Анализ показал, что человек современный страдал «ухом серфера» с частотой от примерно 20-25 процентов для людей среднего палеолита и около 9 процентов для человека из позднего палеолита, то есть самого близкого к ныне живущим людям по времени. При этом чаще экзостоз встречался у условно «мокрых» хозяев, что хорошо соответствует знаниям о причинах его появления. Другая закономерность связана с широтой, на которой был когда-то найдет тот или иной череп: чаще всего экзостоз встречается у жителей умеренных широт. Это связано с тем, что в экваториальных широтах вода теплая, а в высоких люди вряд ли часто опускались в воду.
Если у людей частота экзостозов связана с климатом и условиями жизни, то у неандертальцев связи не нашли. При этом наросты в ухе нашли в 57 процентах их черепов, что более чем в два раза больше, чем у человека. Как пишут авторы исследования, четких данных о том, имели ли неандертальцы интерес к рыбалке или другим водным занятиям, нет. К тому же такая высокая частота болезни наталкивает на мысль, что ушная хворь вымерших родичей человека могла иметь какую-то другую этиологию, не связанную с охлаждением слухового прохода водой.
Если с ухом серфера неандертальцы сталкивались и чаще кроманьонцев, то, как показало исследование, свои черепа они травмировали ничуть не больше H. sapiens sapiens.
Эти хищницы мешают чужеродным видам заселить местные реки
Буддисты из города Юйшу на Тибетском нагорье регулярно выпускают в местные реки рыб чужеродных видов, которых покупают на рынках. Верующие считают это актом милосердия — однако почти всех освобожденных ими рыб съедают выдры. К такому выводу пришли зоологи, проанализировав рацион этих хищниц. Как отмечается в статье для журнала Current Zoology, выдры явно предпочитают охотиться на чужеродные виды рыб, тем самым не давая им закрепиться в местных экосистемах. Во многих религиях существует обычай освобождать живущих в неволе диких животных. Например, православные христиане в день Благовещения Пресвятой Богородицы выпускают из клеток птиц. Похожая традиция есть и у буддистов, однако они дарят свободу самым разнообразным животным, от пернатых до лягушек и рыб. Считается, что это помогает улучшить карму. Хотя подобные обычаи на первый взгляд кажутся милыми и безобидными, в действительности они могут представлять опасность для окружающей среды. Птиц, которых отпускают на Благовещение, за несколько дней до этого в большом количестве ловят в дикой природе — и не все из них переживают неволю и резкое возвращение в дикую природу. А буддисты часто освобождают представителей чужеродных видов, которые могут прижиться в местных экосистемах и начать вытеснять аборигенных животных. Именно так в китайской провинции Юньнань появились североамериканские лягушки-быки (Lithobates catesbeianus), а в тибетской Лхасе — серебряные караси (Carassius (auratus) gibelio). Впрочем, в целом влияние выпуска животных в религиозных целях на экосистемы остается малоизученным. Команда зоологов, которую возглавил Пэнфэй Фань (Pengfei Fan) из Университета Сунь Ятсена, решила подробнее изучить данную тему на примере рыб, которых буддисты выпускают в водоемы Тибетского нагорья. Исследователи сосредоточили внимание на городе Юйшу, расположенном в китайской провинции Цинхай на высоте 3530-3860 метров, окрестных деревнях и протекающих в этой местности реках Батан и Чжацюй. В течение 2019 года авторы опросили 60 жителей Юйшу и соседних деревень (все они были буддистами) о том, выпускают ли они рыб, каких именно и как относятся к этой практике. 37 респондентов рассказали, что выпускали рыб ради их спасения в качестве акта милосердия или чтобы подкрепить молитвы о лучшей жизни и здоровье для близких. Обычно это происходило от одного до пяти раз в году. Рыб для ритуала опрошенные покупали на рынках или у рыбаков, причем в основном это были представители чужеродных промысловых видов, включая карасей, карпов и сомов. Их отпускали сразу большими партиями, по 10-100 особей и 100-1000 особей. А в одном случае местный житель сообщил о выпуске нескольких десятков тысяч рыб за раз. Большинство опрошенных не слышали о том, что в начале 2019 года городские власти запретили выпускать рыбу в местные водоемы, однако они отметили, что откажутся от этой практики, если поймут, что получившие свободу рыбы не выживают в природе или наносят вред аборигенным видам. На следующем этапе Пэнфэй Фань и его коллеги проверили, насколько хорошо рыбы, выпущенные буддистами, приживаются в реках Батан и Чжацюй. Для этого они выбрали на этих водоемах тридцать участков километровой длины и разместили на каждом из них по четыре ловушки с хлебом в качестве приманки. Исследование проводилось в весенние и осенние месяцы. Проанализировав видовой состав пойманных рыб, авторы обнаружили, что почти все они относятся к коренным видам. Доминировали среди них лжеосманы (Schizopygopsis), за которыми следовали представители родов Ptychobarbus, Triplophysa и Lefua. При этом из числа чужеродных видов авторы поймали всего двух серебряных карасей. Таким образом, хотя жители Юйшу и соседних деревень уже десятки лет (по словам опрошенных, с 1980-1990 годов) выпускают в местные реки тысячи рыб чужеродных видов, те практически не приживаются в них. Исследователи заподозрили, что виноваты в этом речные выдры (Lutra lutra), представители самой высокогорной популяции своего вида. В Юйшу и окрестностях этих хищников довольно много, поскольку местное население на них не охотится. Чтобы проверить данную идею, Пэнфэй Фань и его коллеги в весенние и осенние месяцы собрали на берегах рек Батан и Чжацюй 79 образцов свежего помета выдр. Отсеквенировав 77 из них, исследователи смогли составить представление о рационе местной популяции вида. Оказалось, что диета выдр из Юйшу и окрестностей почти на сто процентов состоит из рыбы, с небольшими добавлениями амфибий, околоводных птиц и мелких млекопитающих. Большую часть рациона составляют представители местных родов Triplophysa (63,1 процента весной и 27,7 процента осенью) и Schizopygopsis (13,6 процента весной и 42,4 процента осенью). Однако выдры также регулярно охотятся на чужеродные виды рыб: серебряных карасей, карпов, белых амуров (Ctenopharyngodon idella) и амурских вьюнов (Misgurnus anguillicaudatus). В общей сложности такие рыбы составляют 18,3 процента рациона выдр весной и 25,2 — осенью. Результаты исследования подтверждают, что выдры съедают большую часть рыб, которых буддисты выпускают в реки Батан и Чжацюй. Тем самым эти хищники мешают чужеродным видам закрепиться в местных экосистемах. По словам авторов, доля завезенных видов в рационе выдр намного выше, чем в сообществах рыб в обеих исследованных реках. Таким образом, можно сказать, что чужеродные виды рыб являются предпочтительной добычей выдр. Возможно, это объясняется тем, что на представителей таких видов проще охотиться, так как они не слишком хорошо приспособлены к холодным водам Тибетского плато. Исследователи также отмечают, что в реках Батан и Чжацюй очень много рыбы, принадлежащей к аборигенным видам, так что даже если практика по выпуску чужеродных видов рыб прекратится, местные выдры все равно не будут голодать. Несколько лет назад в Аргентине впервые за тридцать лет встретили гигантскую выдру (Pteronura brasiliensis). Зоологи надеялись, что в национальном парке Эль Импенетрабле на северо-востоке страны обосновалось целое семейство этих хищников. Однако анализ данных с фотоловушек показал, что здесь поселился одинокий взрослый самец.