Ученые выяснили, что на форму черепа индейцев повлиял не только генетический дрейф, но и окружающая среда. Сравнив пропорции черепов коренных жителей доколумбовой Америки, ученые обнаружили, что жители равнин и прибрежных зон были больше похожи друг на друга, чем на жителей гор. При этом неважно, как далеко друг от друга они жили, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports.
Сейчас считается, что главная причина морфологии между разными популяциями человека — дрейф генов и нейтральные процессы. Это значит, что частота аллелей меняется внутри популяции случайным образом. Когда одна большая популяция распадается на несколько маленьких (например, в ходе переселения), в образовавшихся группах остаются те аллели, которых там было больше. В результате, если эти варианты имели отношение к внешности, те или иные популяции приобретают свою характерную внешность. Таким образом, нет никакой закономерности в изменениях внешности — есть только разные наборы аллелей, которые достались новой популяции случайно.
Энн Росс (Ann H. Ross) и Дуглас Юбелакер (Douglas H. Ubelaker) из Смитсоновского института изучили черепа 257 индейцев, живших в разных частях Южной и Центральной Америки с 1 по 1400 год нашей эры. Они изучали соотношение между 17 точками, распределенными по всему черепу, чтобы сравнить пропорции черепов из разных регионов. Ученые разделили черепа по географическому признаку — черепа из Юкатана, из северного Чили, южного Чили, из Эквадора и так далее. По району происхождения черепа принадлежали либо жителям гор, либо индейцам из прибрежных районов.
Ученые выяснили, что различия между группами «горных» и «прибрежных» больше, чем внутри них, даже если один обладатель «прибрежного» черепа жил в Юкатане, а другой — на побережье Эквадора. При этом нет и большой разницы между пропорциям черепа из Кахамарки на севере Перу и горным образцом из северного Чили. Исключением стал прибрежный регион на юге Чили — черепа оттуда отличались от всех остальных черепов — и «прибрежных», и «горных».
Ученые считают, что роль дрейфа генов в разнообразии форм черепов была несколько преувеличена, а влияние отбора под действием внешней среды — напротив, недооценено. По мнению авторов исследования, сходство черепов людей, живущих в похожих условиях, объясняется эволюционными изменениями в сторону большей приспособленности. Правда, они не предлагают объяснений, как та или иная форма черепа может лучше подходить к жизни в горах или в низине.
Авторы при этом не отрицают роли генетического дрейфа. Прибрежные черепа с юга Чили, которые отличаются от всех других, происходят из места по другую сторону Анд. Скорее всего, их особенность стала следствием изоляции популяции индейцев, которая из-за горного хребта не обменивалась генами с другими. Это исключение из ряда подтверждает, что случайные процессы все же играют роль.
Ранее генетики разобрались с историей заселения высокогорных районов Анд и адаптацией их жителей к суровым условиям жизни. Жители гор не только приспособились к высотной гипоксии, но и научились эффективнее, чем жители равнин, усваивать крахмал и защищаться от оспы.
Ученые проанализировали 54 кости и зуба
Группа ученых из Дании, Италии и Испании описала 54 человеческих кости и зуба, раскопанные в пещерной системе Симаниа. Исследователи пришли к выводу, что они принадлежали как минимум трем неандертальцам: взрослой женщине, возможно, 30–40 лет, а также двумя детям примерно 11,5 и 7,7 года. Радиоуглеродный анализ образцов древесного угля из пещеры показал, что эти люди, вероятно, жили больше 49 тысяч лет назад. При этом одна кость пиренейского козла из этого же памятника может указывать на более молодой возраст находок — около 42 тысяч лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Earth Science.