Астрономы нашли пример старой звезды, которая делает один оборот вокруг оси за 47 дней, хотя теория замедления вращения предсказывает для тела данного возраста период в 78 дней. Эти данные серьезно ограничивают возможность применения методов гирохронологии, то есть определения возраста светил на основе скорости их вращения, так как в таком случае предполагается постоянное замедление. Доклад с новыми данными был представлен на посвященной результатам работы спутника TESS конференции.
Возраст — это один из основных параметров звезд, с которым связаны многие другие свойства, такие как активность и особенности внутреннего строения. Однако с практической точки зрения возраст светила во многих случаях определить сложно. Астрономы придумали множество методов, но каждый из них обладает своими ограничениями.
Одним из предложенных способов является гирохронология, которая опирается на связь между временем жизни и скоростью вращения поверхности звезд главной последовательности. В рамках этой идеи предполагается, что все звезды рождаются с быстрым вращением, а постоянно происходящая в течение их жизни потеря массы и момента вращения вместе с покидающими светила частицами — звездным ветром — обеспечивают связь возраста и торможения. Однако характер истечения плазмы зависит от многих параметров, которые могут значительно различаться у разных объектов.
В 2016 году Трэвис Меткалф (Travis Metcalfe) из Института космической науки в США и его коллеги с использованием данных, собранных телескопом «Кеплер», показали, что среди старых звезд можно найти неожиданно быстро вращающиеся. Авторы выдвинули гипотезу, что обнаруженный феномен объясняется резким ослаблением магнитного поля примерно в середине жизни звезды. Такая идея указывала на возможное фундаментальное изменение в механизме генерации поля — магнитного динамо — у стареющих звезд, причем Солнце может находиться вблизи этого перехода. Тем не менее, некоторых других астрономов эти результаты не убедили.
На этот раз Меткалф представил результаты анализа основной звезды в тройной системе 94 Aquarii, расположенной на расстоянии в 21 парсек от Земли. Цвет и яркость этого объекта указывают на то, что он находится на стадии субгиганта, то есть только сошедшего с главной последовательности светила, в ядре которого подходит к концу термоядерное топливо.
Авторы использовали 27 дней наблюдений звезды при помощи телескопа TESS, а также данные о ее активности, собранные за последние 35 лет в обсерватории Маунт-Вилсон. Оказалось, что светило вращается гораздо быстрее, чем предсказывает гирохронология на основе возраста — один оборот за 47 дней вместо 78. Астрономы подтвердили выводы, оценив возраст альтернативным способом при помощи астросейсмологии, то есть посредством анализа колебаний поверхности. В результате получилась значение 6,2 миллиарда лет, которое соответствует измеренному методом гирохронологии возрасту также входящих в систему 94 Aquarii холодных карликов.
Ученые заключают, что связь между скоростью вращения и возрастом нарушается как минимум для некоторых звезд, причем единственным способом объяснить это является прекращение торможения в течение второй половины жизни звезды на главной последовательности. Авторы собираются повторить анализ с несколькими сотнями других звезд, что станет возможным по мере получения новых данных миссией TESS.
Недавно астрофизики нашли новое место синтеза тяжелых элементов, а также впервые измерили поляризацию света вращающейся звезды.
Тимур Кешелава
Он порождает радиоизлучение
Астрономы обнаружили нового кандидата во внесолнечный объект, обладающий магнитосферным радиационным поясом. Им стал ультрахолодный карлик LSR J1835+3259, порождающий вспышечное радиоизлучение за счет выбросов плазмы из пояса. Статья опубликована в журнале Science. Ультрахолодные карлики представляют собой маломассивные звезды и субзвездные объекты спектрального класса M6 и позднее. Обычно такие объекты спокойные в радиодиапазоне, однако часть из них способны порождать радиоизлучение на гигагерцовых частотах. Предполагается, что излучение может генерироваться за счет нестабильности электронно-циклотронного мазера, которая также объясняет радиоизлучение полярных сияний на планетах. Согласно альтернативной версии, оно возникает в результате синхротронных или гиросинхротронных процессов, которые идут в короне или радиационных поясах — областях внутри магнитосферы планеты, образующих магнитную ловушку для энергетических заряженных частиц (ими обладают Земля, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, а также ультрахолодный карлик J1835+3259). Группа астрономов во главе с Хуаном Батистой Климентом (Juan Bautista Climent) из Университета Валенсии сообщила, что обнаружила второй пример радиационных поясов вне Солнечной системы — ими обладает объект LSR J1835+3259, расположенный в 18,4 светового года от Солнца в созвездии Лиры. Он считается коричневым карликом (однако может быть и ультрахолодным карликом класса M8.5) и обладает радиусом Юпитера и периодом вращения 2,84 часа. Наблюдения за объектом велись при помощи наземного радиоинтерферометра со сверхдлинной базой EVN (European VLBI Network) в июне 2021 года. Наблюдения за LSR J1835+3259 выявили два всплеска радиоизлучения, мощность которых на два порядка превышает полную мощность радиоизлучения сияний Юпитера. Ученые обнаружили у карлика протяженную магнитосферу со сложной морфологией, совместимой с наличием радиационного пояса. Зона излучения простирается на примерно 6,5 радиусов карлика от карлика. При этом оценочная индукция магнитного поля в радиационном поясе во время вспышек может составлять около 18 или 170 гаусс, а средняя энергия электронов — 3-8 мегаэлектронвольт (в предположении, что карлик обладает дипольным магнитным полем с индукцией 5 килогаусс в полярных областях). Предполагается, что радиоизлучение от радиационного пояса LSR J1835+3259 возникает, когда накопленная в нем плазма не может больше удерживаться из-за быстрого вращения карлика и выбрасывается, порождая магнитные пересоединения и запуская процесс ускорения электронов. Ранее мы рассказывали о том, как было впервые зафиксировано радиоизлучение от экзопланеты.