Швейцарская почтовая служба Swiss Post на неопределенный срок приостановила доставку грузов и медицинских анализов дронами. Как пишет IEEE Spectrum, такое решение было принято после аварии дрона Matternet M2 V9 в начале мая текущего года. Авария показала, что используемые швейцарской почтовой службой аппараты небезопасны для людей.
Swiss Post оказывает услуги доставки посылок и медицинских анализов дронами Matternet M2 V9 с 2017 года. Эти аппараты массой около 10 килограммов способны перевозить грузы массой до 2 килограммов на расстояние до 10 километров. Беспилотники оснащены аварийной парашютной системой, срабатывающей при отказе двигателей дрона.
До 2019 года летных происшествий с дронами Matternet M2 V9 почтовой службы Swiss Post не было. В январе текущего года один дронов опустился на аварийном парашюте в Цюрихское озеро. Тогда полеты дронов были временно приостановлены, но после изучения причин падения аппарата и исправления конструкции Matternet M2 V9 полеты возобновились.
Расследование показало, что в полете Matternet M2 V9 в GPS-модуле аппарата произошло короткое замыкание. Аварийная система обнаружила сбой, остановила электромоторы, раскрыла парашют и начала подавать звуковые сигналы. Вскоре после этого американская компания Matternet изменила конструкцию дронов M2 V9, установив дублирующие модули GPS, компаса и их питания.
В начале мая 2019 года дрон Matternet M2 V9 по точно невыясненным причинам упал вскоре после взлета недалеко от детской игровой площадки. В полете его аварийная парашютная система сработала, однако единственный трос, соединявший дрон с парашютом, лопнул — натянутый трос ударился об один из относительно острых элементов корпуса беспилотника.
В Swiss Post полагают, что причиной падения дрона в мае текущего года стал сильный боковой ветер. Почтовая служба заказала компании Matternet доработку дронов. В заказ, в частности, вошли оснащение парашютной системы двумя тросами с проволочным плетением и более громкой системой звукового оповещения об аварийно посадке.
Когда именно дроны будут доработаны, не уточняется. Доставка почты и медицинских анализов дронами Matternet M2 V9 в Швейцарии возобновится только после доработки конструкции беспилотников и проведения их испытаний.
Услуги по доставке заказов и почты дронами сегодня активно развивается в нескольких странах мира как наиболее экологичные и экономичные. В мае текущего года услугу по доставке продуктов дронами запустила в Финляндии компания Wing, «дочка» холдинга Alphabet.
Василий Сычёв
Это помогло увеличить время полета
Инженеры из компании Elythor разработали квадрокоптер-конвертоплан, оснащенный четырьмя поворачиваемыми крыльями. Они могут независимо друг от друга складываться вдоль корпуса или отклоняться на 90 градусов, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника дрона отслеживает положение корпуса, а также скорость и направление ветра, в реальном времени подстраивая положения крыльев под эти условия. Благодаря этому удается повысить стабильность полета и снизить энергопотребление. Описание квадрокоптера приведено в диссертации разработчика. Инженеры давно разрабатывают дроны с гибридной конструкцией, которые совмещают преимущества мультикоптеров, способных вертикально взлетать и садиться, с возможностью полета на дальние дистанции, которой обладают дроны самолетного типа. Обычно у гибридов есть крылья и поворотные винты, которые разворачиваются в нужном направлении в зависимости от режима полета. В другом варианте используется две группы винтов, одна из которых работает только в режиме висения Несмотря на универсальность гибридных дронов, они имеют и недостатки. Из-за больших габаритов в мультикоптерном режиме у них низкая маневренность и высокая парусность по сравнению с дронами без крыльев. Поэтому их сложно использовать в ограниченном пространстве, а вне помещений в режиме висения гибриды тратят больше энергии на борьбу с ветром, что снижает продолжительность полета. Выход из этой ситуации предложили инженеры из стартапа Elythor, созданного сотрудниками Федеральной политехнической школы Лозанны. Они разработали квадрокоптер Morpho, со складными крыльями, которые автоматически адаптируются к ветру и режиму полета. Всего у дрона массой 3,8 килограмма четыре подвижных крыла, по два с каждой стороны фюзеляжа. Сервомоторы могут независимо отклонять каждое из крыльев на 90 градусов. Четыре винта дрона расположены как и у обычного квадрокоптера на концах крестообразной рамы и вращаются 500-ваттными электромоторами. Заряда аккумуляторов прототипа хватает на 17 минут полета. Садится дрон на хвост, а в качестве опор могут использоваться отклоненные назад крылья. В полностью сложенном состоянии крылья расположены вдоль фюзеляжа дрона. При переходе к горизонтальному полету они поворачиваются перпендикулярно корпусу, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника отслеживает положение дрона в пространстве, определяет направление и скорость ветра, воздействующего на корпус, и исходя из этого подстраивает углы отклонения крыльев. Так, например, в режиме висения, когда требуется сохранять стабильность полета, крылья остаются сложенными вдоль корпуса, чтобы снизить парусность дрона. Однако, если необходимо совершить поворот вокруг вертикальной оси алгоритм с помощью сервомоторов отклоняет то или иное крыло в нужный момент, используя их в качестве парусов. Таким образом ветер помогает дрону совершать необходимые маневры, снижая нагрузку на моторы. По словам разработчиков, благодаря этому при сильном ветре расход энергии во время вертикального полета можно снизить до 85 процентов. Разработчики предполагают, что основным применением Morpho станет инспекция расположенных на больших площадях инженерных сооружений, например, электростанций и высоковольтных линий электропередач. После вертикального взлета дрон будет подлетать к нужным объектам, проводить их обследование с помощью камер, а затем перелетать к следующей цели, используя горизонтальный полет, если она располагается достаточно далеко. https://www.youtube.com/watch?v=tOUkn7YmYV4 Для дронов, которые планируется использовать в тесных помещениях, на первый план выходит безопасность полета. Инженеры из компании Cleo Robotics создали дрон, несущие винты которого находятся внутри пончикообраного корпуса. Благодаря этому они надежно защищены от столкновений с окружающими предметами.