Научно-испытательный центр Центрального института авиационного моторостроения имени Баранова завершил испытания перспективного турбовального двигателя ТВ7-117В с входным устройством классическим обледенением. Согласно сообщению института, поступившему в N + 1, подготовка к испытаниям силовой установки, которая будет штатно устанавливаться на многоцелевые вертолеты Ми-38, заняла три месяца.
В полете при холодном окружающем воздухе при высокой влажности в двигателе могут образовываться ледяные корки. Они могут оказывать влияние на работу силовой установки, снижая эффективность сгорания топлива, уменьшая мощность и ухудшая показатели сжатия воздуха на входе.
Кроме того, при срыве кусков льда с вентилятора они могут попадать во внутренний контур силовой установки, повреждая лопатки компрессора. Современные двигатели проектируются таким образом, чтобы они могли надежно работать в условиях обледенения.
Классическим обледенением называется образование ледяных наростов в двигателе в условиях высокой влажности. Такие испытания проводятся в специальной установке, оборудованной морозильной камерой и системой подмешивания водяного аэрозоля в воздушный поток, который подается к двигателю.
В ходе испытаний специалисты тщательно контролируют параметры работы авиационного двигателя, а после них — проводят инспекцию силовой установки на предмет каких-либо повреждений. В целом испытания классическим обледенением имитируют пролет работающего авиационного двигателя через атмосферное облако, состоящее из переохлажденных капель воды.
Согласно сообщению петербургской компании «ОДК-Климов», разработавшей ТВ7-117В, в ходе испытаний имитировался полет на высотах до 4 тысяч метров при температурах до минус 30 градусов Цельсия в условиях непрерывного и перемежающегося обледенения. Силовая установка успешно прошла все проверки.
ТВ7-117В разработан на базе самолетного турбовинтового двигателя ТВ7-117С, предназначенного для установки на военно-транспортные самолеты Ил-112В и пассажирские Ил-114. Установка способна развивать мощность 2,8 тысячи лошадиных сил во взлетном режиме. Двигатель, созданный петербургским «ОДК-Климов» оснащен электронной системой автоматического управления и контроля с полной ответственностью.
В феврале текущего года двигатель ТВ7-117В прошел испытания на защищенность от внешнего воздействия. Силовую установку испытали забросом тушек птиц, града и воды. Все проверки двигатель прошел успешно.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.