Анализ электроэнцефалограмм, проведенный колумбийскими психологами, показал, что мозг реагирует на эмодзи примерно так же, как на лицо человека во время беседы или на фотографии, говорится в статье, опубликованной в Behaviour & Information Technology.
Для изучения восприятия человеческих лиц с помощью методов ЭЭГ ученые обычно сосредотачиваются на трех вызванных потенциалах (электрической реакции мозга на внешний стимул): позитивный компонент P100 (пик активности наблюдается через 100 миллисекунд после предъявления стимула), негативный компонент N170 (с пиком активности через 170 миллисекунд), а также так называемый поздний позитивный потенциал (late positive potential, или LPP, — с пиком в промежутке от 300 до 700 миллисекунд). Эти потенциалы отвечают за все этапы распознавания лиц: немедленную обработку визуального стимула (P100), опознавание очертаний лица (N170) и последующее распознавание его выражения (LPP).
О том, как отдельные компоненты этих вызванных потенциалов активируются при личном общении или просто рассматривании лиц, тест достаточно много. При этом все еще мало информации о том, каким образом эти же потенциалы участвуют в обработке цифровых схематичных изображений лиц, например, эмодзи. Разобраться в этом решили психологи из Университета Сан Буэнавентуры (Богота, Колумбия) под руководством Карлоса Гантивы (Carlos Gantiva).
Для этого они провели ЭЭГ-эксперимент с участием 30 человек (средний возраст — 21 год), которые активно пользуются мессенджерами и социальными сетями: то есть видят и используют эмодзи в повседневном общении. Участникам дали рассмотреть 48 изображений лиц с радостным, злым и нейтральным выражением: как человеческих, так и эмодзи. Также ученые использовали опросник, с помощью которого оценивали удовольствие участников от просмотра стимулов.
Ученые выяснили, что вызванные потенциалы мозга участников в ответ на обработку лиц и эмодзи были в целом схожи. При этом наблюдались и различия: амплитуда P100 и LPP была выше для человеческих лиц, а при обработке эмодзи наблюдалась повышенная амплитуда N170. Что касается субъективных метрик, которые оценили с помощью опроса, то участники нашли эмодзи более приятными (p = 0,002).
Повышенная амплитуда P100 в ответ на человеческие лица говорит о том, что они привлекают больше внимания на ранних этапах обработки, а повышенная амплитуда N170 при обработке эмодзи объясняется тем, что мимика, изображенная на нарисованном лице, гораздо более выделена по сравнению с человеческим. Наконец, повышенная амплитуда LPP на поздних этапах обработки также говорит о том, что человеческие лица привлекают больше внимания: возможно, из-за сравнительно сложной обработки дополнительных мимических черт.
Авторы работы пришли к выводу, что обработка мозгом человеческих лиц и эмодзи схожа для любых эмоций: можно, поэтому, заключить, что использование эмодзи в переписке для людей схоже с общением лицом к лицу и действительно направлено на то, чтобы выразить или оценить эмоции собеседника.
Международный день эмодзи отмечается 17 июля: именно эта дата стоит на эмодзи с изображением календаря. В прошлом году в честь праздника мы выпустили тест, в котором предлагали нашим читателям попробовать перевести с языка эмодзи на русский, а о том, можно ли с помощью этих значков общаться, расспросили российского лингвиста Максима Кронгауза.
Елизавета Ивтушок