Археологи нашли в Юрьевом монастыре в Великом Новгороде шесть каменных саркофагов домонгольского периода, которые датируются рубежом XII и XIII века. Как сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН, поступившем в редакцию N+1, по-видимому, они служили семейными усыпальницами, в них были похоронены представители новгородской элиты. В одном из саркофагов мог быть похоронен посадник Мирошка Несдинич, управлявший городом на рубеже XII-XIII веков.
Юрьев (или Юрьев-Георгиевский) монастырь в Новгороде по преданию был основан князем Ярославом Мудрым, который в крещении носил имя Георгий. Сначала постройки монастыря были деревянными, но в 1119 году в монастыре заложили каменный Георгиевский собор. Строительство собора продолжалось 11 лет и в 1130 году он был освящен. Он стал усыпальницей новгородских князей и посадников, монахов и настоятелей Юрьева монастыря и бояр. В нем в 1198 году похоронили двоих сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича, в 1203 — посадника Мирошку Несдинича, который упоминается в Новгородской первой летописи и берестяных грамотах. Позднее рядом с ним похоронили и его сына Дмитрия, тоже посадника.
С 2013 года сотрудники Института археологии РАН ведут раскопки в Георгиевском соборе и вокруг него. За время работ ученые нашли возле северного фасада здания каменные саркофаги. Судя по сохранившимся в них кожаным крестам и кожаным поясам с тиснеными на них двунадесятыми праздниками, в саркофагах были похоронены монахи Юрьева монастыря.
В полевом сезоне 2019 года при исследовании южного фасада собора археологи нашли шесть сборных каменных саркофагов конца XII — начала XIII веков. Пять из них были доступны для исследования, шестой находится под поздним фундаментом. Почти в каждом саркофаге исследователи обнаружили по несколько умерших, мужчин, женщин и детей. Возможно, тела были завернуты в бересту или в ткань, которая не сохранилась. Женщины были обуты в кожаные сапоги, мужчины — в погребальную обувь без подметок, которую шили из тонкой кожи. В одном из саркофагов археологи нашли серебряные височные кольца. Судя по расположению останков, погребения не были единовременными: крышки саркофагов несколько раз поднимали и к останкам клали новых умерших.
Предварительный антропологический анализ позволил предположить, что похороненные в саркофагах взрослые были довольно пожилыми для того времени - около 50 лет и старше. «Все они вели активный образ жизни, на что указывает большая изношенность суставов. Но очень хорошо сохранившаяся зубная система говорит о том, что эти люди хорошо питались. Если учесть, что средняя продолжительность жизни для средневекового человека составляет 35-38 лет, а в этих погребениях почти все индивиды старше 50, то можно сказать, что у них был очень высокий уровень жизни», — говорит антрополог Ирина Решетова.
По мнению исследователей характер захоронений указывает на то, что это были семейные гробницы, и в них были похоронены люди с высоким социальным статусом. «Это очень мощное сооружение, и очевидно, что каждый саркофаг был подготовлен заблаговременно, потому что на его подготовку должно было уйти очень много времени, а для установки требовалось много людей. Например, плита, накрывающая саркофаги, весит около полутора тонн, и чтобы снять ее, нужны силы не менее шести-восьми здоровых мужчин. Позволить себе такую усыпальницу могли только очень состоятельные люди», — объясняет начальник Новгородского архитектурно-археологического отряда Владимир Седов.
Исследователи полагают, что в саркофагах могут быть похоронены посадник Мирошка Несдинич и его сын. По словам Седова в летописях указано, что отца и сына Мирошкиничей похоронили рядом. Это может говорить о том, что место для погребения было уже готово, например, в семейном саркофаге. Однако доказать это предположение будет очень сложно.
В 2015 году сотрудники Института археологии нашли в Георгиевском соборе захоронение архиепископа Новгородского Феоктиста, умершего в 1310 году. В XVII веке он был канонизирован в лике святителей.