Астрономы впервые наблюдали облако холодного и частично ионизованного водорода в области галактического центра. Существование среды с такими свойствами предполагалось ранее, но никогда не было зафиксировано. Из полученных данных следует, что вещество в этих облаках не находится в термодинамическом равновесии и получает энергию не в виде электромагнитных волн, что может объяснять невысокий темп звездообразования, пишут авторы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.
Ионизация — это процесс отрыва электрона от нейтрального атома, после чего он становится ионом. Иногда ионизацией также называют переход электронов на высоковозбужденные уровни энергии, близкие к отрыву от атома. Энергия ионизации зависит от силы взаимодействия в системе, поэтому меняется от элемента к элементу. Для ионизации атома наиболее распространенного элемента во Вселенной, водорода, необходимо передать энергию в 13,6 электронвольт. Эта энергия может быть получена при соударении с другими частицами — подходящей средней скоростью обладают частицы с температурой порядка 150 тысяч градусов.
Однако столь высокая температура требуется лишь для полной ионизации и только в условиях локального термодинамического равновесия, когда отдельные небольшие области среды можно рассматривать как однородные, а их состояния квазистационарными. В реальных астрофизических процессах термодинамическое равновесие может никогда не достигаться для сколь угодно малых масштабов, подходящих для статистического усреднения.
В работе под руководством Рэймонда Оонка (Raymond Oonk) из Лейденской обсерватории в Нидерландах описываются наблюдения области галактического центра в длинноволновой части радиодиапазона на частотах от 30 до 325 мегагерц при помощи установки EDA (Engineering Development Array) — прототипа сооружаемого массива радиотелескопов SKA (Square Kilometre Array), который станет крупнейшей подобной установкой на Земле.
Ученые смогли зафиксировать низкочастотные рекомбинационные линии, соответствующие переходам электронов между высоковозбужденными уровнями энергии, относительно близкими к полноценной ионизации. Такие линии позволяют определить многие параметры среды, такие как температуру и относительные концентрации веществ. Авторам удалось выделить множество линий водорода и углерода, которые появились при переходе между уровнями с главным квантовым числом в диапазоне около 300—600 на соседний или следующий после него. Были измерены как линии излучения, так и линии поглощения.
«Это открытие показывает, что необходимая для ионизации атома водорода энергия может проникать глубоко внутрь холодных облаков, — поясняет Оонк. — Такие холодные облака считаются местом рождения новых светил. Однако в нашей Галактике темп звездообразования очень низок, гораздо меньше, чем можно было бы наивно ожидать. Возможно, обнаруженная в нашей работе энергия играет роль стабилизатора холодных облаков, предотвращающего их коллапс и появление новых звезд».
Изученное облако должно находиться при температуре порядка 40 кельвин. Авторы пока не могут сказать, какой источник энергии ионизует водород в этой области, но это могут быть массивные частицы космических лучей, порожденные ударными волнами при взрывах сверхновых или черными дырами.
Ранее астрономы обнаружили в центре Галактики необычные объекты, похожие одновременно на облака газа и на звезды, «дымоходы» между центром Млечного Пути и пузырями Ферми, а также 12 черных дыр в окрестностях центра.
Тимур Кешелава
Также ученые нашли кандидатов в крупные экзопланеты у еще 12 звезд-гигантов
Астрономы открыли вторую по счету массивную экзопланету у желтого гиганта 75 Кита, которая почти в два раза массивнее Солнца. Исследователи также обнаружили свидетельства наличия кандидатов в дополнительные крупные экзопланеты у еще 12 звезд-гигантов. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. К настоящему времени подтверждено открытие более пяти тысяч экзопланет, большинство из них находятся на орбитах вокруг звезд, масса которых меньше или сопоставима с Солнцем. Искать планеты у звезд массивнее полутора масс Солнца, сложнее из-за больших размеров, температур и скорости вращения звезд, хотя это важно для проверки моделей их формирования и эволюции. Субгиганты или гиганты спектральных типов G или K более удобны для поисков экзопланет из-за более низких температур и медленного вращения. Группа астрономов во главе с Хуань Юй Тэном (Huan-Yu Teng) из Токийского технологического института опубликовала результаты повторных наблюдений за 32 планетными системами вокруг звезд-гигантов в рамках программы OPSP (Okayama Planet Search Program), проведенных при помощи метода радиальных скоростей на 1,88-метровом телескопе Астрофизической обсерваторией Окаямы. У звезд HD 5608, Каппы Северной Короны, HD 167042, HD 208897 и 18 Дельфина были обнаружены свидетельства наличия дополнительных массивных компаньонов на широких орбитах. В случае звезд Эпсилон Тельца, 11 Волосы Вероники, 24 Волопаса, 41 Рыси, 14 Андромеды, HD 32518 и Омега Змеи наблюдаемая динамика лучевой скорости звезды может быть связана как с наличием дополнительных кандидатов в экзопланеты, так и со звездной активностью или другими причинами. Исследователи также сообщили об открытии нового экзогиганта 75 Cet c у желтого гиганта 75 Кита. Эта звезда относится к спектральному классу G3 III, обладает массой 1,92 массы Солнца и находится в 268 световых годах от Солнца. В 2012 году у звезды был обнаружен долгопериодический экзогигант 75 Cet b. 75 Cet c обладает орбитальным периодом 2051,62 дней, минимальной массой 0,912 массы Юпитера и длиной большой полуоси орбиты в 3,92 астрономических единиц. Ученые также уточнили параметры экзогиганта 75 Cet b — текущее значение его минимальной массы составляет 2,48 массы Юпитера, а длина большой полуоси орбиты — 1,912 астрономической единицы. Ранее мы рассказывали о том, как ученые впервые нашли объект планетарного масштаба у белого карлика.