Почувствуй себя инквизитором

Кого из средневековых праведников вы канонизируете?

Культ святых сложился уже в первые века христианства, но почти тысячу лет процесс приобщения к лику святых носил достаточно стихийный характер. Лишь к началу XIII века католическая церковь выработала процедуру канонизации и сформулировала четкие представления о том, кто достоин святости: это должен быть человек, почитаемый в народе, при жизни известный праведностью, а после смерти — чудесами, совершаемыми на его могиле и благодаря обращенным к нему молитвам. С 1234 года, когда Святой Престол взял ратификацию местных культов в свои руки, причислить человека к лику святых без участия церкви и лично папы Римского было нельзя.

Как правило, прославлению нового святого предшествовало канонизационное расследование, проводившееся в соответствии с принципами инквизиции, то есть с помощью опроса свидетелей — тех, кто был знаком с кандидатом в святые при жизни, и тех, кто наблюдал его чудеса посмертно. При канонизации учитывались только посмертные чудеса, потому что прижизненные могли быть спутаны с колдовством. Медиевист Светлана Яцык предлагает вам изучить девять случаев, по которым в свое время проводилось канонизационное расследование, и поставить себя на место инквизитора. Решение за вами: канонизировать или нет?

1.

Томас (Фома) Бекет

Томас Бекет был крупной фигурой в церковной политике Англии XII века. Он был близок ко двору Генриха II, воспитывал его наследника; по протекции короля был избран архиепископом Кентерберийским. Генрих ожидал, что Томас поможет ему лишить церковь ряда привилегий, но архиепископ, к его удивлению, начал проводить политику, противоречащую интересам короля: заставлял мирян, незаконно захвативших церковные земли, вернуть их; пытался вывести клириков из-под юрисдикции светского суда. Генрих попытался обвинить Томаса в растрате, чтобы лишить его звания архиепископа и заменить более удобным кандидатом, но Томас бежал во Францию.

При участии папы Александра III английский король и Томас примирились, и архиепископ вернулся в Англию. Но, возвратившись, он продолжил гнуть свою линию и немедленно отлучил от церкви трех поддерживавших церковную политику Генриха епископов. Вскоре после этого в Кентерберийский собор, в котором Томас собирался проводить службу, ворвались три рыцаря. Они сообщили ему, что король вызывает его в суд, а когда Томас отказался ехать, закололи его на ступенях алтаря.

Был ли Томас Бекет причислен к лику святых как мученик?
2.

Гомобон Кремонский

В XII веке в Кремоне жил торговец по имени Гомобон. Сделав себе состояние на продаже тканей, он женился, завел богатый дом. В этом доме Гомобон принимал бедняков, кормил, одарял милостыней и даже хоронил тех, чьим погребением никто не занимался. Вскоре после его смерти в 1197 году епископ Кремоны Сикард, позвав с собой священника Осберта, духовника Гомобона, отправился в Рим, чтобы попросить папу Иннокентия III причислить его соотечественника к лику святых. Согласился ли Иннокентий канонизировать женатого торговца?
3.

Пейре из Кастельно

Для борьбы с альбигойской ересью папа Иннокентий III использовал множество инструментов. В 1199 году он отправил Пейре (Пьера) де Кастельно и цистерцианского аббата Арнаута Амори в Прованс, чтобы помочь уже действовавшим там легатам в борьбе с ересью. Поначалу им сопутствовал успех; так, им удалось «бесконечным рядом наказаний и угроз городу мщением» вырвать у магистра Тулузы клятвенное обещание отречься от ереси и изгнать еретиков, в ответ на что они сами пообещали, что льготы и свободы города останутся неприкосновенными.

В отличие от светских властей, местное духовенство не оказывало папским посланникам никакой помощи. Ересь процветала. Пейре де Кастельно несколько раз обращался к папе с просьбой разрешить ему оставить миссию и вернуться в Италию, однако понтифик не позволял.

Пейре не удалось справиться с ересью: 15 января 1208 года он был убит придворными графа Раймона VI Тулузского. Его смерть стала формальным поводом для объявления крестового похода против альбигойцев. Причислил ли Иннокентий Пейре, принявшего мученическую смерть, к лику святых?
4.

Кунигунда Люксембургская

В 998 году Кунигунда Люксембургская вышла замуж за Генриха IV, герцога Баварского. Поскольку брак Генриха и Кунигунды был бездетным, возникла легенда о том, что в день свадьбы, подражая пресвятой Деве Марии и святому Иосифу, чета дала обет вечного целомудрия. Через 16 лет Генрих стал императором Священной Римской империи; их с супругой короновал в Риме папа Бенедикт VIII.

Кунигунда деятельно участвовала в управлении государством, помогала распределять лены и пожертвования. После того как Генрих основал епископство в Бамберге (с целью обращения в христианство восточных земель империи), Кунигунда пожертвовала свое приданное на его обустройство. В Баварском национальном музее в Мюнхене хранится «ларец Кунигунды», в котором, по преданию, она и передала свое приданное Бамбергу.

После смерти Генриха она регентствовала в Германии вместе со своими братьями — епископом Дитрихом из Меца и герцогом Генрихом Баварским. Примерно через год после смерти супруга, когда был избран новый король Германии, Кунигунда удалилась в бенедиктинский монастырь Кауффунген, где и скончалась. Была ли праведная императрица признана святой?
5.

Джамбоно (Иоанн Добрый)

В конце XII века шестнадцатилетний житель Мантуи по имени Иоанн потерял отца и стал жонглером. Через несколько лет, тяжело заболев, он молился об исцелении, а исцелившись, подался в отшельники и основал братство «иоаннбонитов» (Zamboniti). По утверждению самого Иоанна Доброго и его защитников, это братство приняло «устав святого Августина». (Позднее, в 1256 году, папа Александр IV создал нищенствующий орден августинских братьев, объединивший иоаннбонитов, тосканских еремитов, бритинианцев и другие близкие к ним по духу братства. Но до этого церковь не одобряла подобные конгрегации и сомневалась в их ортодоксальности.)

Чтобы избавиться от всяких привязанностей в этом мире, Иоанн ходил босой, иногда надевая деревянные колодки. Он был настолько прилежен в молитве, что в его келье были отчетливо видны отпечатки коленей на полу. Заболев, он, по примеру святой Агаты, никогда не обращался за медицинской помощью к людям, полагаясь на волю Всевышнего. Слава была ему в тягость, он не стремился к признанию, поэтому, узнав, что некоторые из его братии ведут запись его чудес, совершенных в их присутствии, Джамбоно уничтожил эти свидетельства.

Он умер в октябре 1249 года, а канонизационное расследование, инициированное его последователями, началось уже в 1251 году. Привело ли оно к причислению Иоанна к лику святых?
6.

Святая борзая Гинефор (Гинфорт)

В середине XIII века у кастеляна замка Виллар-ле-Домб поблизости от Лиона был маленький ребенок и борзая. Однажды он вернулся домой и обнаружил, что ребенок неподвижно лежит в окровавленной люльке, а подле него стоит собака с окровавленной пастью. Решив, что собака загрызла сына, кастелян убил ее — и тут ребенок проснулся. Оказалось, что на него напали змеи, которых пес загрыз, спасая младенца.

Собаку похоронили в лесу, и на ее могиле начали происходить чудеса, потому что, как считали местные жители, она приняла мученическую кончину. Сложился стихийный культ.

В 1250-е годы в Лионском диоцезе оказался инквизитор Этьен де Бурбон. Он узнал про почитание святого Гинефора (так назвали борзую) и решил провести канонизационное расследование. Привело ли оно к канонизации святого Гинефора?
7.

Арманн Пунгилуп

В 1269 году в Северной Италии, неподалеку от Феррары, умер человек по имени Арманн. Его останки немедленно перенесли в кафедральный собор Феррары, и уже через несколько дней на его могиле произошло первое чудо исцеления, засвидетельствованное епископом Феррары и Пьяченцы Альбертом Пандони.

На протяжении 1270 года Арманн совершил еще множество чудес — о них сохранилось 47 свидетельств. Из Равенны специально привезли порфировый саркофаг IV века, чтобы перезахоронить в нем Арманна (как известно, перенос мощей, translatio, является первым шагом к канонизации). Над саркофагом построили часовню, которая быстро заполнилась вотивными дарами от исцеленных.

В том же 1270 году в Феррару прибыл доминиканский инквизитор Альдобрандино. Он начал опрашивать свидетелей, знавших Арманна. Был ли канонизирован феррарский святой?
8.

Вильгельмина Миланская

В начале 1260 годов в Милан пришла немолодая добродетельная женщина с сыном. Ее звали Вильгельмина. Ходили слухи, что она — дочь короля Богемии. Вильгельмина поселилась уединенно, жила скромно, носила коричневые одежды, рассказывала людям о Боге и — поговаривали — совершала чудеса исцеления. Постепенно вокруг нее образовалась община почитателей — famiglia.

Несмотря на то, что Вильгельмина жила в городе, а не в монастыре, у нее были связи с цистерцианским аббатством Кьяравалле, которому, умирая, она оставила все свое имущество и завещала похоронить ее в цистерцианской церкви. Сделать это сразу после ее кончины в августе 1281 года не удалось из-за незначительного военного конфликта между Миланом и Лоди.

К октябрю, когда конфликт разрешился, усилиями окружавшей Вильгельмины общины уже сформировался локальный культ, и простое перезахоронение превратилось в торжественное перенесение мощей. Тело Вильгельмины облачили в платье из золотой ткани, поверх которого надели фиолетовый плащ с серебряными застежками. Одна из самых ярых почитательниц Вильгельмины, Майфреда, объявила, что посещение могилы Вильгельмины дарует полное отпущение грехов.

Через два года после смерти Вильгельмины в Милан прибыли папские легаты, чтобы провести канонизационное расследование. Была ли Вильгельмина причислена к лику святых?
9.

Филип Говард (Хауэрд)

Филип был единственным сыном Томаса Говарда, четвертого герцога Норфолкского. Через год после его рождения королеву-католичку Марию Тюдор сменила на троне ее младшая сестра Елизавета, вернувшая Англию к преобразованиям в духе протестантизма, начатым их отцом, Генрихом VIII. Тем не менее, все родные Филипа были католиками, и сам он получил католическое воспитание.

В 14 лет он вступил в брак со своей сводной сестрой Анной, а в 18 появился при дворе королевы Елизаветы I и вскоре стал одним из ее фаворитов.

В 1569 году отец Филипа был арестован по подозрению в заговоре против королевы и через три года казнен. Хотя Филип потерял надежду на герцогский титул, королева позволила ему унаследовать от деда (через мать) титул графа Арундела.

Став свидетелем мужества двух англичан, иезуита и священника римской церкви, пойманных властями и казненных за свою веру, Филип пережил духовный переворот, отказался от разгульной жизни и воссоединился с женой.

Филип тайно стал членом римско-католической церкви и задумал покинуть Англию без разрешения королевы, но был выдан и попал в Тауэр. Его обвинили, среди прочего, в государственной измене и приговорили к казни, но Елизавета так и не подписала смертный приговор. Филип провел в заключении 10 лет и умер в тюрьме от дизентерии. Стал ли он святым?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.