Резидентные Т-клетки памяти мигрировали из кожи в кровь и обратно

Международная группа исследователей показала, что резидентные Т-клетки памяти могут мигрировать из кожи в кровь. Ученые подсаживали мышам кусочки человеческой кожи, откуда такие иммунные клетки попадали в кровь и селезенку животного, а также в искусственно созданные участки кожи. Результаты исследования опубликованы в Science Immunology.

Т- и B-лимфоциты осуществляют специализированную защиту нашего организма от патогенов — каждая популяция таких клеток специфична к определенному антигену. При этом после уничтожения инфекции остаются Т- и В-клетки памяти, которые быстрее реагируют на повторное заражение. Есть несколько типов Т-клеток памяти: центральные в лимфоидных органах, циркулирующие в крови и резидентные в барьерных тканях (например, в коже). Последние (TRM) имеют особые молекулы, помогающие этим клеткам оставаться в коже: CD103 и CLA. У некоторых Т-клеток памяти, циркулирующих в крови, также есть эти маркеры.

Раньше считалось, что Т-клетки памяти находятся строго в тех тканях, где они образовались после инфекции. Так, TRM в основном сосредоточены в коже у места первичного проникновения инфекции. Однако, вторичное заражение может произойти в другом месте, где как раз пригодились бы специфичные TRM.

Теперь выяснилось, что TRM могут мигрировать. Международная группа исследователей под руководством Айрис Гратц (Iris Gratz) и Даниэла Кэмпбелла (Daniel Campbell) из Исследовательского института Бенароя в Сиэтле обнаружила, что TRM выходят из куска человеческой кожи в среду культивирования. Для in vivo эксперимента ученые пересадили участок мыши, после чего обнаружили TRM человека в селезенке животного.

При помощи масс-цитометрии (гибрид проточной цитофлуориметрии и масс-спектрометрии), позволяющей учитывать множество параметров, в крови испытуемых исследователи нашли популяцию TRM с теми же маркерами, что и у TRM кожи. Секвенирование РНК этих популяций показало их функциональное сходство: TRM могут защищать от инфекций и способствовать восстановлению ткани после ранения. Последовательности, кодирующие Т-клеточный рецептор (TCR), у кожных TRM частично совпали с таковыми у циркулирующих TRM. Это говорит об их родстве — клоны TRM, образовавшиеся в коже после контакта с патогеном и получившие определенный вариант TCR, могли попасть в кровь. Тем не менее, в коже TRM примерно в 250 раз больше, чем в крови.

Чтобы подтвердить возможность TRM мигрировать, исследователи создали мышиную модель. Так как кожа человека структурно отличается от кожи мышей, они имплантировали мышам человеческие кератиноциты и фибробласты. Эти клетки формировали участок искусственной кожи, сходной по свойствам с человеческой, но не несущей иммунных клеток. После приживления участка, животным подсаживали кожу от доноров. Через несколько недель ученые обнаружили донорские TRM в селезенке мышей и в участке искусственной кожи. Такой же результат был при введении животным с таким участком иммунных клеток из крови донора.

Авторы заключают, что исследуемые TRM могут как мигрировать из кожи в кровь и лимфоидные органы, так и заселять новые участки кожи вопреки идее об их строгой локализации. Такие передвижения позволяют TRM бороться с повторным проникновением патогена в месте, отличном от первичного.

Недавно мы писали о том, что Т-клетки могут попадать в нейрогенную нишу мозга мышей, где они подавляют образование новых нейронов. А крови пациентов с диабетом первого типа нашли гибриды Т- и В-клеток, которые, возможно, участвуют в развитии этого заболевания.

Екатерина Харыбина