Американские психологи выяснили, что от того, насколько ярко и точно подросток может описать собственные негативные эмоции, зависит то, как хорошо он справляется со стрессом, а также риск развития у него депрессии. Результаты работы описаны в статье, опубликованной в журнале Emotion.
Эмоциональное познание очень важно не только для социализации (как способность к эмпатии — умению сопереживать эмоциональному состоянию другого человека), но также и для определения собственного психологического состояния. Во многом это касается эмоций негативных: от умения разграничивать злость от обиды, а раздражение от печали зависит способность справляться с этими эмоциями и выражать их и, как следствие, также зависит и психическое состояние человека.
При этом большинство существующих исследований, посвященных связи между способностью к определению негативных эмоций и риском развития депрессии, посвящены взрослым людям, а вот о том, как это происходит у подростков — в особенности при высоком уровне стресса — почти ничего не известно.
Исправить это решили ученые под руководством Лизы Старр (Lisa Starr) из Рочестерского университета. Они предположили, что способность к определению собственных негативных эмоций может регулировать то, как стресс влияет на развитие депрессии. В их исследовании приняли участие 233 подростка (средний возраст 16 лет). В начале исследования участники заполнили опросники на наличие в их жизни постоянного или временного стресса и стрессовых ситуаций (например, смертей родственников, развода родителей, буллинга в школе и так далее) и собственной реакции на них, а также поучаствовали в интервью, в ходе которого профессиональные психологи оценивали наличие у них симптомов депрессии.
В течение недели после начала исследования подросткам необходимо было четырежды в день вести дневник настроений: записывать данные о стрессорах и собственной реакции на них. Через полтора года участников опросили с помощью уже использованных опросников и интервью еще раз.
Ученые выяснили, что низкая способность к определению собственных негативных эмоций (например, из дневниковых записей: фраза «Я очень зол» вместо «Мне плохо») коррелирует с большими показателями депрессивного состояния в ответ на стресс. Кроме того, через полтора года после начала исследования у тех подростков, которые хуже выражали собственные эмоции, чаще наблюдалась депрессия в ответ на разные уровни переживаемого стресса. От способности к выражению позитивных эмоций ни стресс, ни депрессия не зависели.
В подростковом возрасте человек может быть очень психологически уязвим в стрессовых ситуациях; более того, испытанный стресс может сильно сказаться на его эмоциональном развитии и привести к появлению психических расстройств в будущем. От способности к пониманию и описанию собственного эмоционального состояния, как показало новое исследование, может зависеть психическое состояние подростков, а в особенности — при высоком уровне стресса.
На психическом здоровье может негативно сказаться стресс не только в подростковом возрасте, но также и в детстве. Более того, травмирующие детские переживания, как недавно показали ученые, делают мозг уязвимее перед депрессией, а также повышают шансы того, что болезнь вернется.
Елизавета Ивтушок
Негативная музыка от погоды не зависела
Британские, немецкие и австралийские исследователи обнаружили, что вероятность попадания музыки с высокой интенсивностью и позитивными эмоциями в верхние строчки чартов Великобритании увеличивается с ростом температуры воздуха и уменьшается в дождь. При этом популярность меланхоличной музыки от погоды не зависит. Отчет о работе появился в журнале Royal Society Open Science. Музыка — общечеловеческий феномен, присущий всем известным культурам, и часть повседневной жизни большинства людей. Одна из важнейших ее функций — это регуляция настроения. Зачастую люди слушают музыку, чтобы подкрепить, выпустить или сменить текущие эмоции, что, в свою очередь, влияет на физическое здоровье, психическое благополучие и когнитивное функционирование. При этом большинство социально-психологических исследований на эту тему касаются либо индивидуальных черт, таких как возраст или тип личности, либо контекста и жизненных ситуаций. В двух небольших работах было показано, что, когда людей просят представить определенный сезон, это влияет на их выбор музыки — энергичную предпочитают весной и летом, меланхоличную зимой. Однако здесь идет речь о гипотетических ситуациях и субъективных комментариях. Возрастающая доступность данных музыкальных сервисов позволяет проследить более обширные тренды — к примеру, анализ выборки из миллиона пользователей в 51 стране продемонстрировал, что в рабочее время люди больше слушают бодрые композиции, а поздно вечером — расслабляющие, то есть их выбор оформляет и отражает настроение. Сотрудники Оксфордского университета, Институтов эмпирической эстетики и человеческих когнитивных и нейронаук Общества имени Макса Планка, Университетов Джеймса Кука и Кертина под руководством Мануэля Англады-Торта (Manuel Anglada-Tort) сосредоточили внимание на корреляции музыкальных предпочтений с погодой. Они воспользовались данными обо всех синглах, вошедших в недельные топ-100 официального чарта Великобритании с 1953 по 2019 год — всего 23859 песен 7398 исполнителей. С помощью сервиса Spotify для каждой композиции определили девять ключевых аффективных параметров: громкость, танцевальность, энергичность, инструментальность, акустичность, разговорность, присутствие живой аудитории, позитивный или негативный эмоциональный заряд и темп. Последний параметр оценивали в ударах в минуту, остальные дихотомически (0 или 1). Для всех этих показателей определили месячные корреляты с данными государственной метеослужбы о температуре воздуха, количестве ярких солнечных часов и дней с осадками более миллиметра, а также ввели поправку на долгосрочные тренды в погоде и музыке. Анализ проводили методом главных компонент и с помощью обобщенных аддитивных моделей. Выяснилось, что энергичная и позитивная музыка чаще появлялась в чартах при теплой и солнечной погоде, причем это проявлялось сильнее всего в те месяцы, когда тепла и солнца было мало (наиболее востребованной она оказалась в конце лета и осенью). В дождливую пору, напротив, такие мелодии пользовались меньшей популярностью. При введении дополнительных поправок на сезонные факторы помимо погоды (например, отпуска и праздники) влияние солнечного света оказывалось незначимым, а тепла и осадков — сохранялось. Спокойная и негативная музыка с погодными факторами и временем года никак не коррелировала. Дополнительный анализ, учитывающий популярность песен, выявил наибольшую связь с погодой композиций из топ-10, при этом у нижних 10 строк топ-100 она практически отсутствовала. Предположительно, совпадение настроения композиции с преобладающей погодой может быть фактором, который способствует ее продвижению к вершине чарта. Как пишут авторы работы, полученные результаты дополняют исследования из других областей (например, финансов, преступности, психического здоровья), демонстрируя, что крупномасштабные популяционные предпочтения культурных феноменов (в данном случае музыки) находятся в числе прочего под влиянием долговременных факторов окружающей среды (погоды) через механизмы регуляции настроения. В 2017 году канадские нейробиологи выяснили, что за наслаждение музыкой отвечает та же мозговая система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Чтобы объективно оценить степень вовлеченности в прослушивание музыки, их американские коллеги два года спустя измерили синхронизацию с ней мозговой активности. Тогда же другой канадский коллектив показал, что фактор неожиданности повышает удовольствие от музыки.