Американские психологи выяснили, что от того, насколько ярко и точно подросток может описать собственные негативные эмоции, зависит то, как хорошо он справляется со стрессом, а также риск развития у него депрессии. Результаты работы описаны в статье, опубликованной в журнале Emotion.
Эмоциональное познание очень важно не только для социализации (как способность к эмпатии — умению сопереживать эмоциональному состоянию другого человека), но также и для определения собственного психологического состояния. Во многом это касается эмоций негативных: от умения разграничивать злость от обиды, а раздражение от печали зависит способность справляться с этими эмоциями и выражать их и, как следствие, также зависит и психическое состояние человека.
При этом большинство существующих исследований, посвященных связи между способностью к определению негативных эмоций и риском развития депрессии, посвящены взрослым людям, а вот о том, как это происходит у подростков — в особенности при высоком уровне стресса — почти ничего не известно.
Исправить это решили ученые под руководством Лизы Старр (Lisa Starr) из Рочестерского университета. Они предположили, что способность к определению собственных негативных эмоций может регулировать то, как стресс влияет на развитие депрессии. В их исследовании приняли участие 233 подростка (средний возраст 16 лет). В начале исследования участники заполнили опросники на наличие в их жизни постоянного или временного стресса и стрессовых ситуаций (например, смертей родственников, развода родителей, буллинга в школе и так далее) и собственной реакции на них, а также поучаствовали в интервью, в ходе которого профессиональные психологи оценивали наличие у них симптомов депрессии.
В течение недели после начала исследования подросткам необходимо было четырежды в день вести дневник настроений: записывать данные о стрессорах и собственной реакции на них. Через полтора года участников опросили с помощью уже использованных опросников и интервью еще раз.
Ученые выяснили, что низкая способность к определению собственных негативных эмоций (например, из дневниковых записей: фраза «Я очень зол» вместо «Мне плохо») коррелирует с большими показателями депрессивного состояния в ответ на стресс. Кроме того, через полтора года после начала исследования у тех подростков, которые хуже выражали собственные эмоции, чаще наблюдалась депрессия в ответ на разные уровни переживаемого стресса. От способности к выражению позитивных эмоций ни стресс, ни депрессия не зависели.
В подростковом возрасте человек может быть очень психологически уязвим в стрессовых ситуациях; более того, испытанный стресс может сильно сказаться на его эмоциональном развитии и привести к появлению психических расстройств в будущем. От способности к пониманию и описанию собственного эмоционального состояния, как показало новое исследование, может зависеть психическое состояние подростков, а в особенности — при высоком уровне стресса.
На психическом здоровье может негативно сказаться стресс не только в подростковом возрасте, но также и в детстве. Более того, травмирующие детские переживания, как недавно показали ученые, делают мозг уязвимее перед депрессией, а также повышают шансы того, что болезнь вернется.
Елизавета Ивтушок
Это показали пилотные открытые испытания
Димитри Далдеган-Буэно (Dimitri Daldegan-Bueno) из Оклендского университета с коллегами провел пилотные клинические испытания, которые показали, что самостоятельный прием микродоз ЛСД дома по назначенной схеме может значимо уменьшить проявления большой депрессии. В открытых нерандомизированных испытаниях 2A фазы LSDDEP1 приняли участие 19 человек в возрасте 21–65 лет (15 из них — мужчины) с клинически установленным диагнозом большого депрессивного расстройства (15 из них при включении принимали антидепрессанты). На протяжении восьми недель они приняли по 16 микродоз ЛСД: первую в размере восьми микрограмм — в клинике, остальные по 6–20 микрограмм самостоятельно титровали себе дома (это в разы меньше, чем необходимо для достижения психоделического эффекта). Результаты опубликованы в журнале Neuropharmacology.