Близость реки вдохновила неандертальцев на многократное посещение стоянки в течение тысячелетий

Неандертальцы жили на открытой стоянке Эйн Кашиш как минимум четыре раза в течение нескольких тысячелетий, сообщается в PLoS One. Возможно, место привлекало их тем, что находилось рядом с рекой и здесь было удобно охотиться на приходящих на водопой животных. Как показали найденные каменные орудия и кости травоядных, здесь же животных и разделывали, а также изготавливали орудия.

Открытая палеолитическая стоянка Эйн Кашиш находится на севере Израиля, на берегу реки Кишон. Она занимала более 1300 квадратных метров (это примерно двадцатая часть Красной площади). Стоянку обнаружили в 2004 году, и в последующие годы трижды проводили здесь раскопки. Судя по найденным останкам, на Эйн Кашиш жили неандертальцы. Как показало оптическое датирование, стоянкой пользовались в период 54-71 тысячу лет назад, возможно  60-70 тысяч лет назад.

Израильские археологи во главе с Равидом Экштайном (Ravid Ekshtain) из Еврейского университета в Иерусалиме проводили в Эйн Кашише раскопки в 2013 году. Работы велись в шести местах на суммарной площади 670 квадратных метров. Археологи нашли более 12 тысяч артефактов, останки неандертальцев и более двух тысяч костей животных.

Как оказалось, неандертальцы использовали стоянку не единожды, а приходили туда на короткое время как минимум четыре раза в течение нескольких тысячелетий. По-видимому, их привлекало удобное расположение стоянки рядом с рекой — источником пресной воды и удобным местом для охоты. Вероятно, здесь можно было наблюдать за приходящими на водопой животными и охотиться на них.

О том, что люди разделывали здесь животных, свидетельствуют кости с отметинами и каменные орудия. Археологи обнаружили останки исключительно копытных, в основном зубров, лошадей, газелей и ланей. Останки хищников и мелкой дичи на Эйн Кашиш отсутствовали. Помимо разделки животных, здесь изготавливали орудия. Об этом говорят заготовки и каменные молотки. Возможно неандертальцы использовали на стоянке огонь, но достоверных доказательств ученые найти не смогли.

Ученые предполагают, что древние люди жили на Эйн Кашиш летом, весной или осенью. Зимой вода в соседней реке поднималась и стоянку затапливало, так что оставаться здесь было невозможно.

Ранее археологи предположили, что неандертальцы для изготовления орудий из твердого дерева использовали не только каменные ножи или скребки, но и обжигали их на огне, чтобы проще было снять кору и убрать небольшие сучки.

В Великом Новгороде нашли шесть берестяных грамот и буллу князя Ярослава Ярославича