Британские биологи научили длинномордых тюленей (Halichoerus grypus) повторять человеческие звуки и даже напевать мелодии. Как сообщается в статье, опубликованной в Current Biology, эксперимент с животными также показал, что подобное вокальное обучение тюленей возможно благодаря их способности к регуляции звуковых формант за счет различных движений вокального тракта — точно так же, как и у людей.
С точки зрения коммуникации передача информации с помощью звука наиболее эффективна: во-первых, для успешной связи необходимо находиться в пределах слышимости, а это обычно больше, чем видимая территория, а, во-вторых, способности к воспроизведению звуков, индивидуальные для каждого вида, могут помочь передать достаточно большое количество информации. Разумеется, наиболее совершенна эта коммуникационная система у людей, причем не только из-за наличия языковых систем, позволяющих выразить и описать все, что происходит в окружающем мире, но также и из-за высокой способности к вокальному обучению — имитации звуков, которая подразумевает модификацию акустических характеристик.
Вокальное обучение во многом опирается на способность к регуляции и пониманию акустических характеристик звука — формант — с помощью изменения резонанса вокального тракта. Помимо человека, способность к использованию, понимаю и копированию различных формант до сих пор изучалась только у птиц. Изучить способность к вокальному обучению ластоногих решили Аманда Стэнсбери (Amanda Stansbury) и Винсент Джаник (Vincent Janik) из Сент-Эндрюсского университета.
В исследовании ученых приняли участие три тюленя — Зола, Дженис и Гендальф, — которые содержатся в неволе с рождения. Сначала животных научили копировать тюленьи крики, в которых наибольшую частоту ставили выше: соответствие воспроизведенного тюленями звука затем сверяли по спектрограмме с проигранным звуком, а обучение считалось успешным, если животному удавалось примерно воспроизвести частоту звука в 80 процентах случаев.
После успешного обучения тюленям включили несколько гласных звуков, произнесенных носителями английского языка, которые отличаются расположением первой и второй форманты: [i], [e] и [ɑ]. Высота звуков, воспроизведенных человеком, была настроена таким образом, чтобы соответствовать примерной высоте криков, которые используют тюлени. Анализ спектрограмм и оценка независимых слушателей показала, что тюленям в действительности удается достоверно копировать человеческие гласные звуки. При этом ученые уточнили, что воспроизведенных звуков не было в тюленьем репертуаре до начала исследования, так как после обучения у тюленей значительно возросла (p < 0,0001) пиковая частота воспроизводимых звуков.
Помимо простых гласных звуков биологам также удалось научить тюленей повторять мелодии. Лучше всего получилось у тюленихи Золы: она научилась достаточно похоже имитировать несколько нот заглавной темы из «Звездных войн» и колыбельной «Twinkle Twinkle Little Star».
Интересно, что модификация формант, которая позволяет тюленям воспроизводить человеческие звуки, говорит не только об их способности к вокальному обучению, но также и о том, что для этого они используют (как и люди) движения вокального тракта, позволяющие им регулировать звуковые форманты.
Другой недавний пример млекопитающего, которое может повторять слова за человеком, — 14-летняя косатка по имени Вики. В прошлом году чилийские и испанские биологи научили животное говорить несколько слов, считать до трех, а также — подражать слонам и волкам.
Елизавета Ивтушок
Даже при сохранности лишь одного сантиметра его волокон
Ученые из Германии и США обнаружили, что неполное рассечение мозолистого тела взрослого человека не нарушает интеграцию двух полушарий мозга, даже если разрушена большая часть соединяющих полушария нервных волокон. Как считают исследователи, это противоречит классическим представлениям о соответствии структуры и функции и свидетельствует о том, что механизмы межполушарной интеграции очень адаптивны. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.