Насекомоядное растение застали за поеданием саламандр

Канадские ученые обнаружили, что насекомоядное растение саррацения пурпурная поедает саламандр, сообщается в Ecology. В сезон, когда земноводные желтопятнистые амбистомы превращаются из личинок во взрослых особей, они попадают в ловушки саррацений, причем происходит это часто: амфибии могут встречаться в ловушках 18-19 процентов растущих на болоте хищных растений.

Саррацения пурпурная (Sarracenia purpurea) — насекомоядное растение, которое повсеместно встречается на сфагновых болотах в северной и восточной части Северной Америки. Листья саррацении представляют собой кувшинообразные ловушки, выделяющие сладкий сок, который привлекает членистоногих. Когда жертва спускается в кувшин, она падает в жидкость, которую населяют личинки комаров Wyeomyia smithii, мошек Metriocnemus knabi, простейшие, коловратки и бактерии. Они расщепляют тело попавшей в ловушку жертвы и в процессе вырабатывают вещества, которые может усвоить растение. Изначально в молодых листьях саррацении образуются собственные ферменты, расщепляющие членистоногих, но со временем, когда в кувшинах селятся бактерии, простейшие и беспозвоночные, они берут на себя функции переваривания.

До сих пор считалось, что саррацения пурпурная питается беспозвоночными — мошками, комарами, жуками, муравьями, улитками. До сих пор ученые лишь один раз зафиксировали случаи, когда это растение питалось личинками позвоночных, зеленоватых тритонов. Алекс Смит (M. Alex Smith) из Гуэлфского университета и его коллеги вновь заметили, что саррацении питались земноводными. Ученые наблюдали за S.purpurea на сфагновом болоте в западной части Алгонкинского провинциального парка в провинции Онтарио. Здесь давно ведутся полевые исследования, так как на болоте обитают девять видов амфибий. Авторы наблюдали за саррацениями в августе 2017, а также августе и сентябре 2018 годов. В это время личинки живущих на болоте желтопятнистых амбистом (Ambystoma maculatum) превращались во взрослых особей: они покидали болото и выбирались на сушу.

В 2017 году исследователи обнаружили в кувшинах 144 растений саррацении восемь взрослых амбистом (5,6 процента), недавно превратившихся из личинок во взрослых особей. В следующем году авторы обходили болото несколько раз. В конце августа-середине сентября они нашли желтопятнистых амбистом уже в 12 из 65 (в 18,5 процентах) и в 13 из 67 (в 19,4 процентах) растений. Иногда в ловушки одного и того же растения попадало несколько амбистом.

Авторы считают, что амбистомы могли попадать в ловушки хищного растения в погоне за добычей — мотыльками или мошками, либо спасаясь от хищников. Некоторые амфибии, по-видимому, падали в кувшины саррацений случайно, по пути из болота на сушу. Некоторые животные умирали относительно быстро, в течение трех дней после попадания в кувшин саррацении, другие особи были еще живы и через 19 дней. По-видимому, амфибии умирали не из-за того, что их «переваривали» живущие в ловушках беспозвоночные, а скорее от перегрева (на некоторые ловушки падал прямой солнечный свет), высокой кислотности жидкости в ловушке, патогенов или от голода.

Стоит отметить, что это не единственный случай, когда насекомоядные растения поедают позвоночных. Ранее исследователи изредка фиксировали, что тропические растения из рода непентесов (Nepēnthes) ловят мелких позвоночных (мышей, ящериц). Но, по всей видимости, они не являются обычной пищей хищных растений.

Ранее исследователи выяснили, что другое хищное растение, венерина мухоловка, умеет считать. Каждое касание механочувствительных волосков на листьях-ловушках вызывает определенную реакцию — захлопывание, выделение пищеварительных ферментов или поглощение получившихся питательных веществ.

В первоначальной версии заметки была допущена ошибка. О том, что саррацения пурпурная питается позвоночными (личинками зеленоватого тритона, Notophthalmus viridescens) уже было известно. Редакция приносит извинения читателям.