Наиболее агрессивные магеллановы пингвины (Spheniscus magellanicus) в драке с сородичами атакуют клювом правую сторону их головы — это означает, что для планирования боя они используют левый глаз. Это выяснили ученые из США, Бразилии и Аргентины, которые изучили латеральность плавников и лап небольшой популяции из 300 пингвинов, проживающих на территории одного из аргентинских полуостровов. Данных о другом возможном предпочтении одной части тела над латеральной ей получить не удалось, сообщается в статье, опубликованной в журнале PeerJ.
Анатомическое, функциональное или физиологическое доминирование одной половины тела над другой зачастую связано с латеральностью некоторых отделов головного мозга. К примеру, среди людей речевые отделы расположены преимущественно слева у правшей, а у левшей — билатерально, то есть и с правой, и с левой стороны, а у рыб цихлид перекос челюсти в правую и левую сторону зависит от того, насколько анатомически развиты правая и левая часть отдела, отвечающего за обработку визуальной информации.
При этом у некоторых видов латеральность частей тела и органов чувств может сказываться на выживаемости — например, у фазанов, «левши» и «правши» отличаются меньшей живучестью, чем сородичи, у которых доминирующей лапы нет. Проверить наличие латеральности у магеллановых пингвинов решили ученые под руководством Таис Стор (Thaís Stor) из Федерального университета Пернамбуку (Бразилия). Для этого они изучили небольшую (около 300 особей) группу пингвинов на аргентинском полуострове Пунта Томбо (на этом острове обитает самая большая в мире популяция магеллановых пингвинов).
На латеральность проверили пингвиньи лапы и плавники. Для этого исследователи поставили посреди их привычного места обитания препятствие в виде небольшой платформы, которую пингвинам необходимо было перейти. Ученые подсчитали, что 53 процента пингвинов вступали на препятствие с правой лапы, а 47 процентов — с левой лапы, что говорит о том, что предпочитаемой лапы в популяции нет. При этом необходимо уточнить, что каждого пингвина наблюдали всего раз, поэтому и сказать о том, что у птиц существует индивидуальное предпочтение, выраженное в функциональной латеральности, также нельзя. Ученые также обнаружили, что для терморегуляции в жаркие дни пингвины чаще (p < 0,0005) используют правую лапу, вытягивая ее поближе к воде или тени.
Что касается плавников, то ученым удалось обнаружить у пингвинов анатомическую латеральность: изучив 76 скелетов магеллановых пингвинов, они обнаружили, что киль (вырост грудины, к которому прикрепляются грудные мышцы) в 60,5 проценте случаев был чуть скошен в правую или левую сторону, а у 11 процентов изученных пингвинов на одном из плавников было больше перышек. При этом доли правой и левой анатомической латеральности были примерно равными, что говорит о том, что наличие латеральности — не популяционное.
Наконец, ученые изучили поведение и предпочитаемую стратегию пингвинов в драках. Они обнаружили, что у подравшихся пингвинов в два раза чаще встречается кровь и раны на правой стороне, а не на левой, что говорит о том, что атакующий противник, скорее всего, планировал атаку с собственной левой стороны. При этом на правой стороне головы раненых пингвинов крови всегда было больше: из этого ученые сделали вывод о том, что пингвины, которые в драке используют левый глаз для планирования и, соответственно, атакуют правую часть головы противника, отличаются большей агрессивностью.
Авторы работы, таким образом, пришли к выводу, что анатомической и физиологической латеральности плавников и лап у магеллановых пингвинов нет — по крайней мере, не на уровне популяции. При этом латеральность скорее всего присутствует при выборе стратегии в социальном поведении, а именно — в драке. То, что более агрессивные птицы использовали для планирования боя левый глаз, по мнению ученых, соотносится с данными о том, что за инициацию агрессивного защитного поведения отвечает правая часть головного мозга, а за ингибирование — левая (органы зрения соотносятся с мозгом контрлатерально).
Латеральность органов чувств бывает не так явно выражена, как латеральность конечностей. У муравьев, однако, ее можно проследить как на анатомической, так и на функциональном уровне: от количества омматидиев в глазах муравьев вида Temnothorax albipennis зависит то, свернут они в лабиринте в правую или левую сторону.
Елизавета Ивтушок