Радиоуглеродный анализ помог распознать современную подделку картины XIX века

Радиоуглеродный анализ помог доказать, что картина, якобы написанная в середине XIX века, на самом деле является подделкой конца XX века. Как сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences, исследователи разработали метод определения подлинности картин с помощью радиоуглеродного метода. В качестве проверочного теста они определили возраст известного фальсифицированного полотна, которое было подписано 1866 годом. Холст картины датировали XIX веком, зато связующее вещество, которое использовал фальсификатор, было сделано в 80-х годах прошлого века.

Распознать поддельную картину довольно сложно, фальсификаторы могут писать на уже использованных старых досках или холстах, чтобы создать у покупателей и экспертов иллюзию подлинности. Так, художник Хан Ван Мегерен (1889-1947) прославился не своими собственными работами, а подделками картин нидерландских живописцев Яна Вермеера и Питера де Хоха. Он соскребал красочный слой со старых полотен и заново писал на них картины. Другой фальсификатор, работавший уже в XXI веке Вольфганг Бельтракки, покупал рамы и расходные материалы у антикваров. Поэтому, чтобы установить подлинность картины, ученые и криминалисты анализируют разные части полотна, не только доски или холст, но и красочный слой: органические пигменты и связующие вещества.

Использовать радиоуглеродный анализ для установления подлинности картины в первые десятилетия его существования было невозможно, так как для анализа требовались граммы образца, что означало практически гарантированное появление заметного дефекта. Потом это количество снизилось до миллиграммов, но фактически использовать этот метод стало рентабельно лишь относительно недавно, когда для анализа стали требоваться только микрограммы вещества.

Физики из Германии, США и Швейцарии под руководством профессора Детлефа Гюнтера (Detlef Günther) из Швейцарской высшей технической школы Цюриха разработали и опробовали метод определения поддельных картин с помощью радиоуглеродного анализа. Для эксперимента они выбрали полотно, созданное фальсификатором Робертом Троттером в 1980-х годах. Полотно было подписано «Сара Хонн» и датировано 5 мая 1866 года. Радиоуглеродный метод позволил не только определить, что полотно является фальсификацией, но и понять, каким образом Троттер его создал.

Исследователи взяли для анализа волокна холста и 160 микрограммов красочного слоя — неорганических белых пигментов, смешанных со связующим веществом и покрывавшим картину лаком. Как было показано в одной из предыдущих работ авторов, Троттер в качестве связующего вещества использовал куриные яйца и животный клей. И если он мог достать где-то старый холст и написать на нем поддельное полотно, то компоненты связующего вещества должны были быть свежими. Результаты анализа подтвердили это предположение. Исследователи датировали холст началом XVIII или XIX веком. Зато связующее вещество оказалось намного более поздним — сделанным в 1950-х или в 1980-х годах. С учетом того, что Троттер родился в 1954 году, очевидно, что картину он сфальсифицировал в 1980-х.

Ранее в прессе появились сообщения о том, как шрифт Calibri помог выявить поддельные документы. Его использовали в документах, датированных серединой 1990-х и 2006 годом, хотя Calibri был разработан в 2004 году, а в дистрибутивах из программных продуктов Microsoft Office появился только в 2007 году.

Екатерина Русакова
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Моя персональная радиация

Калькулятор личных зивертов