Карта неба в рентгеновском диапазоне поможет разобраться в физике пульсаров

Астрономы опубликовали карту небесной сферы в рентгеновском диапазоне, составленную на основе данных, собранных за 22 месяца детектором NICER, работающим на борту МКС. Это поможет лучше разобраться в физике пульсаров и открыть ранее неизвестные источники рентгеновского излучения, сообщается на сайте NASA.

Рентгеновский детектор NICER (Neutron star Interior Composition Explorer) был установлен на внешней поверхности Международной космической станции в 2017 году. Основная цель его научной программы заключается в определении размеров нейтронных звезд-пульсаров с точностью до пяти процентов и наблюдений за ними в мягком рентгеновском диапазоне (0,2–12 килоэлектронвольт). Это необходимо для построения моделей внутренней структуры пульсаров и понимания того, какая форма материи существует в их ядрах. Кроме того, детектор участвует в программе SEXTANT (NICER’s Station Explorer for X-ray Timing and Navigation Technology), которая должна продемонстрировать работоспособность метода навигации космического аппарата на основе рентгеновского излучения пульсаров, «галактический GPS».

Рентгеновская карта всей небесной сферы была создана на основе данных, собранных NICER за первые 22 месяца работы. Дуги образуются из-за особенностей сканирования неба детектором, они сходятся в расположениях наиболее интересных объектов для миссии. Вклад в яркость каждого пикселя на изображении, помимо времени наблюдения за целью, дают как рентгеновские кванты от отдельных источников, так и случайно попавшие в детектор энергетические частицы. Наиболее яркие источники на карте представляют собой рентгеновские двойные системы, пульсары в остатках сверхновых, ядра активных галактик, кроме того, можно выделить сверхтяжелую двойную систему Эта Киля и остаток сверхновой в созвездии Лебедя.

Ученые надеются, что по мере дальнейшей работы детектора им удастся создать новое, более детальное изображение неба в рентгеновском диапазоне, что поможет открыть ранее неизвестные объекты, а некоторые из текущих целей станут основой для новой системы навигации по Солнечной системе.

Не так давно мы рассказывали, как благодаря NICER астрономы отыскали пульсар с самой маленькой орбитой.

«Джеймс Уэбб» померил скорость джетов у молодой протозвезды