Глава компании SpaceX Илон Маск рассказал об обновлении проекта пассажирских перелетов между городами на разрабатываемой сверхтяжелой ракете Starship and Super Heavy. Согласно новым планам, для этого будет использоваться только вторая ступень ракеты, которая будет самостоятельно взлетать и садиться без первой ступени. На обновление обратило внимание издание Teslaratti.
SpaceX несколько лет работает над созданием сверхтяжелой ракеты-носителя для доставки грузов и людей на околоземную орбиту, Луну и Марс. Изначально проект назывался ITS, затем был переименован в BFR, а позднее снова сменил название — сейчас он называется Starship and Super Heavy. В текущем виде он подразумевает создание двухступенчатой полностью многоразовой ракеты-носителя с возможностью посадки обеих ступеней после вывода полезной нагрузки.
В 2017 году SpaceX анонсировала необычное применение ракеты помимо вывода грузов в космос — компания предложила проводить на них пассажирские перелеты из удаленных друг от друга частей Земли. Концепция подразумевала, что изначально ракета будет взлетать как обычно. После разделения ступеней первая будет садиться на космодром или морскую платформу, а вторая с пассажирами на борту отправится к морской платформе у другого города и также совершит посадку. Предполагается, что пассажиры будут перемещаться между городом и посадочной платформой на скоростных судах.
30 мая Илон Маск рассказал в Твиттере об изменении в концепции пассажирских перелетов на ракетах компании в ответ на слова одного из пользователей о том, что сама по себе Starship (вторая ступень ракеты) с полными топливными баками имеет слишком низкую тяговооруженность, чтобы использовать ее в качестве одноступенчатой космической системы. Маск рассказал, что при добавлении двух или четырех двигателей Raptor вторую ступень можно использовать для суборбитальных полетов на расстояние около десяти тысяч километров. В текущей конфигурации Starship должна оснащаться шестью двигателями, из которых три оптимизированы для работы в атмосфере, а остальные три для работы в вакууме.
По мнению Маска, это значительно упростит концепцию и уменьшит себестоимость таких перелетов. Он отметил, что полеты будут проходить на скорости около 20 чисел Маха, но не уточнил, на каком этапе полета ракета будет развивать такую скорость.
Стоит отметить, что системе, предлагаемой SpaceX, возможно, придется конкурировать со сверхзвуковыми самолетами, проекты которых сейчас активно разрабатывают несколько компаний. Подробнее об этих проектах и проблемах сверхзвуковой пассажирской авиации можно узнать в нашем материале «Включите сверхзвук». Это обусловлено тем, что помимо самого времени перелета, которое, по словам Маска, будет составлять от получаса до часа, пассажиры будут тратить время на поездку между городом и космодромом в море.
Григорий Копиев