Немецкие ученые обнаружили в системе коммуникации зеленых мартышек (Chlorocebus sabaeus) отдельные звуки, с помощью которых они сообщают сородичам о том, что увидели дрона. Звуки, записанные учеными, не были похожи ни на один из используемых этим видом, но по пространственным и временным характеристикам оказались похожи на крики верветок (Chlorocebus pygerythrus) при виде опасности в воздухе. Статья опубликована в Nature Ecology & Evolution.
Коммуникационная система социальных животных достаточно разнообразна: в зависимости от вида и места обитания в их лексиконе могут быть звуки, сигнализирующие о местонахождении еды, о наличии опасности или просто о собственном положении. При этом непонятно, способен ли язык животных развиваться так же быстро, как человеческий: другими словами, неизвестно, как быстро в их лексиконе под воздействием меняющейся среды появляются нужные крики.
Проверить эволюцию коммуникационной системы зеленых мартышек в их естественной среде обитания решили ученые из Немецкого центра приматологии под руководством Джулии Фишер (Julia Fischer). Они изучили популяцию мартышек в одном из сенегальских национальных парков. Исследователи сообщают, что мартышки, живущие в изучаемой местности, никогда не издавали тревожных звуков при виде летающих объектов (например, птиц) — отчасти потому, что видели их очень редко, а отчасти потому, что за угрозу, скорее всего, увиденное не считали.
Во время эксперимента при мартышках-участниках запустили дрон: обезьяны начали кричать и прятаться. После этого ученые включали мартышкам звук взлетающего дрона отдельно — и сравнивали спектрограммы и их крика в ответ на него со звуками, которые мартышки издавали, услышав леопарда или змею.
Мартышки очень быстро выучили новое «слово» и использовали его при звуке дрона уже после первой встречи. Интересно, что по пространственным и временным характеристикам звук сильно отличался от того, который мартышки издавали в ответ на известные угрозы — леопарда или змею. Ученые далее сравнили полученные звуки с криками верветок — они были уже знакомы с угрозой с воздуха и имеют схожую с зелеными мартышками коммуникационную систему. Оказалось, что крик зеленых мартышек при виде дрона очень похож на звуки, которые верветки издают при приближении летающего хищника.
Авторы работы пришли к выводу о том, что, несмотря на то, что зеленые мартышки позаимствовали «слово» у близкородственного вида (то есть, по сути, новым оно не было), его внедрение в их лексикон произошло достаточно быстро. Это может говорить о том, что коммуникационная система обезьян, как и человеческий язык, — система развивающаяся и адаптирующаяся под изменения в окружающей среде.
Изучение коммуникационной системы приматов — задача достаточно важная, в особенности — с точки зрения эволюции человеческого общения. Недавно ученые выяснили, что в возрасте до двух лет младенцы используют те же самые жесты, что и человекообразные обезьяны.
Елизавета Ивтушок
Испытывают ли мухи страх
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Ученые давно изучают эмоции с помощью фМРТ. Однако в последние годы [note=5141|выводы], основанные на этих данных, все чаще ставятся под сомнение. Нейробиолог Дэвид Андресон уверен, что новые методы, в отличии от томографических, могут приблизить нас к ответам на вопросы о природе и предназначении эмоций. В книге «Природа зверя: Как эмоции управляют людьми и другими животными» («Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Марией Багоцкой и Павлом Купцовым, он рассказывает, как изучение мозга у модельных организмов, например мышей или дрозофил, позволяет лучше понять фундаментальные основы эмоций. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, какие выводы можно сделать, наблюдая за реакцией плодовых мушек на мухобойку.