Ученые обнаружили под современной северной полярной шапкой Марса залежи льда, оставшиеся от существовавших в древности и почти исчезнувших ледяных покровов. Собранные данные указывают, что обширные ледники в этом регионе много раз появлялись и исчезали, что связано с изменением орбиты и наклона оси планеты, пишут авторы в журнале Geophysical Research Letters.
На Марсе, как и на Земле, существуют приполярные ледники. Каждый из них в течение местного лета в соответствующем полушарии частично тает, но зимой опять разрастается. В основном колебания происходят за счет углекислого газа, который в теплое время испаряется, а в холодное — намораживается, превращаясь в слой сухого льда, под которым находится толстый слой льда водяного.
Северная полярная шапка Марса имеет примерно тысячу километров в диаметре. Предыдущие исследования показали, что она состоит из множества слоев. Ученые считают, что накопление материала в этой области началось еще в среднеамазонийскую эпоху геологической истории планеты (примерно 1,5 — 0,5 миллиарда лет назад) и сохраняет климатическую историю последних нескольких сотен миллионов лет.
Стефано Нероцци (Nerozzi Stefano) из Техасского университета в Остине и его коллеги проанализировали результаты зондирования северной полярной шапки при помощи радиолокатора SHARAD на борту орбитального зонда Mars Reconnaissance Orbiter. Этот прибор способен изучать подповерхностные слои на глубине до нескольких сотен метров.
Авторы обнаружили, что отложения под полярной шапкой состоят из перемежающихся слоев базальтового песка и водяного льда. Доля льда оказалось неожиданно высока: от 62 процентов на плато Олимпия (Olympia Planum) до 88 процентов в наиболее близких к полюсу регионах. Столь высокая концентрация и большой размер шапки делают ее одним из самых крупных резервуаров воды на планете. По оценкам ученых, если растопить весь этот лед, то воды хватит, чтобы покрыть всю поверхность Марса слоем воды глубиной около полутора метров.
Исследователи считают, что слоистая структура ледника появилась в результате климатических циклов потепления и похолодания, которые зависят от орбиты и угла наклона оси вращения планеты. В холодные эпохи шапки росли, а при потеплении покрывались слоями песка, который защищал их от солнечного излучения и предотвращал исчезновение.
Ученые давно рассматривают теорию, в рамках которой угол оси вращения Марса значительно и многократно менялся в прошлом. В периоды с большим углом полярные области в течение года получают больше солнечной энергии, что приводит к уменьшению ледяного покрова. Ранее считалось, что полярные шапки прошлого безвозвратно утеряны. Существует гипотеза, что изменение наклона оси вращения связано с падениями крупных астероидов, которые сопровождались смещениями коры планеты относительно мантии. В таком случае в следующую эпоху полярные шапки должны появляться совсем в других местах. Новое исследование противоречит данной идее.
Недавно ученые обнаружили на глубине рядом с южным полюсом Марса озеро жидкой воды, которое стало первым известным постоянным водоемом, а также указано на недавнюю вулканическую активность. Одной из крупнейших загадок современного этапа исследования Марса продолжает оставаться вопрос о наличии метана в его атмосфере. Недавно опубликованные результаты зонда Mars Express подтвердили его присутствие, а Trace Gas Orbiter не заметил его.
Тимур Кешелава
Но не все из них станут потом планетами
Астрономы при помощи телескопов VLT и ALMA впервые увидели результаты действия механизма гравитационной нестабильности в планетарных масштабах. Они обнаружили крупные сгустки вещества, могущие быть зародышами планет, в газопылевой оболочке вокруг молодой звезды V960 Mon. Статья опубликована в The Astrophysical Journal Letters. Модель аккреции газа из протопланетного диска на твердое ядро, рождающееся за счет слипания пылевых частиц и планетезималей, считается основной для объяснения формирования газовых гигантов. Однако для экзогигантов и коричневых карликов, находящихся на больших расстояниях от родительских звезд, такая модель подходит хуже, так как время жизни газового диска будет меньше, чем время, необходимое для набора массы объектом. В этом случае модель формирования крупного тела за счет гравитационной нестабильности во внешней части протопланетного диска считается более подходящей, причем лежащие в ее основе физические механизмы могут объяснять и вспышки аккреции вещества на молодые звездные объекты, например фуоры. Группа астрономов во главе с Филиппом Вебером (Philipp Weber) из Университета Сантьяго в Чили опубликовала результаты анализа наблюдений за молодой звездой V960 Mon, проведенных при помощи приемника SPHERE, установленных на комплексе телескопов VLT, в 2016 году. Ученые также использовали архивные данные наблюдений за звездой наземной системы радиотелескопов ALMA. V960 Mon находится на расстоянии около пяти тысяч световых лет от Солнца в созвездии Единорога и относится к фуорам. Она находится в фазе вспышки аккреции с 2014 года и окружена газопылевой оболочкой с массой около 0,6 массы Солнца. Ученые обнаружили вокруг звезды S-образную структуру, у которой обе части состоят из как минимум двух смежных спиральных рукавов. Их протяженность составляет несколько тысяч астрономических единиц. Вблизи звезды наблюдается яркий компаньон, а в спиральных рукавах заметны сгустки вещества, которые при температуре в 50 кельвин могут содержать от 3 до 10 масс Земли в твердой фазе и около 1-3 масс Юпитера в виде газа. Обнаружение сгустков планетарной массы означает, что спиральные рукава фрагментируются за счет гравитационной нестабильности, а сами сгустки могут быть зародышами планет. Однако в дальнейшем часть из них может распасться, упасть на звезду или быть выброшенными прочь из системы, породив планеты-изгои. Ранее мы рассказывали о том, как спиральные рукава указали на гигантскую протопланету.