Изменение веса в пожилом возрасте связали с повышенным риском развития деменции

Корейские ученые выяснили, что в пожилом возрасте значительное изменение веса (более 10 процентов индекса массы тела) повышает риск развития деменции на 20 процентов: причем как при похудении, так и при наборе веса. Эти результаты ученые, статья которых опубликована в BMJ Open, получили, проанализировав данные о более чем 67 тысячах корейцах в возрасте от 60 до 79 лет.

В большинстве исследований рост массы тела рассматривают с отрицательной стороны (например, как фактор, увеличивающий риск развития диабета), а снижение — с положительной. При этом некоторые медицинские работы показывают и резко негативные последствия уменьшения веса, в особенности — в пожилом возрасте: в 2018 году, например, ученые выяснили, что среди женщин после 68 лет снижение веса на девять и больше килограммов связано со значительным ухудшением физического состояния и повышенным риском преждевременной смерти.

При этом ряд исследований также говорит о связи между лишним весом в пожилом возрасте и риском развития деменции, но данных для того, чтобы связать индекс массы тела и относительный риск развития этого нейродегенеративного заболевания, до сих пор было недостаточно. Исправить это решили ученые под руководством Сьюзан Пак (Susan Park) из Кёнбукского национального университета. Они изучили данные о 67219 корейцах в возрасте от 60 до 79 лет: информацию об их индексе массы тела ученые собрали дважды — в 2002–2003 и 2004–2005 годах. Помимо этого ученые также собрали информацию о поле, возрасте, социоэкономическом статусе, физической активности, курении, потреблении алкоголя, наличии деменции, а также сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения на момент начала наблюдений. Все собранные данные учли при анализе в качестве побочных переменных.

О развитии деменции ученые собирали данные дополнительно с 2008 по 2013 год: за это время заболевание диагностировали у 4887 женщин и 6685 мужчин. Несмотря на то, что изначальный индекс массы тела не был связан с повышенным риском развития деменции, его изменение на более чем 10 процентов (причем как увеличение, так и уменьшение) было связано с ростом риска развития деменции на 20 процентов по сравнению с теми участниками исследования, чей вес оставался стабильным. Интересно, что риск с изменением веса не рос в том случае, если изначальный индекс массы тела составлял менее 18,5 кг/м2.

Также ученые рассмотрели отдельно влияние всех изученных переменных на изменения риска деменции. Так, они выяснили, что риск развития деменции повышают курение и высокий уровень сахара в крови, а снижает — регулярная физическая активность.

Несмотря на большую выборку и тщательно продуманный дизайн исследования, ученые не дают точных ответов, почему как похудение, так и набор веса связаны с риском развития деменции. Вероятно, и набор, и избавление от веса среди участников исследования связаны с определенными медицинскими состояниями или же нездоровыми привычками. Тем не менее, ученые настаивают на том, что при резком изменении веса за короткие сроки в пожилом возрасте необходимо уделять особое внимание профилактике деменции.

Осенью ученые выяснили, что достоверно риск развития деменции в течение десяти лет можно предсказать по трем факторам: полу, возрасту и варианту гена APOE, который кодирует белок аполипопртеин Е.

Куркумин и омепразол одинаково облегчили симптомы диспепсии