Самки бонобо сосватали своих сыновей

Самки бонобо помогают своим взрослым сыновьям находить партнерш для спаривания. Матери приводят детенышей к самкам, готовым к спариванию, и отбивают от других самцов-соперников. Репродуктивный успех самцов под протекцией матери возрастает в три раза, пишут ученые в Current Biology.

Влияние матерей на выживаемость и репродуктивный успех дочерей хорошо известен среди многих видов животных (например, сусликов, крыс или оленей). О подобном же влиянии матерей на сыновей до сих пор, однако, было известно только у людей и косаток (Orcinus orca). Интересно, что для этих видов характерен долгий период развития плода, а также очень длинный пострепродуктивный период: детеныши остаются с родителями до полного полового созревания.

При этом матери могут оставаться с потомством и после окончания периода становления, жертвуя собственным репродуктивным успехом: для того, чтобы распространить свои гены, долгоживущие виды могут вкладывать собственные силы в появление и иногда в выращивание внуков. В новой работе такая стратегия была обнаружена и для карликовых шимпанзе, или бонобо (Pan paniscus).

Исследователи под руководством Мартина Сурбека (Martin Surbeck) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка заметили, что самки бонобо могут подбирать для своих сыновей подходящих партнерш для спаривания. В своей работе биологи сравнили поведение особей двух близких видов, проживающих в неволе: обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо.

Несмотря на то, что самки и обыкновенных шимпанзе, и бонобо живут вблизи своих сыновей и часто помогают им в соперничестве с другими самцами, только самки бонобо отличаются тем, что «сводят» своих отпрысков-самцов с самками во время овуляции. Изучив поведение особей, исследователи обнаружили, что такая поддержка матери увеличивает репродуктивный успех самцов бонобо в три раза. Интересно, что у обыкновенных шимпанзе показатель успеха размножения падает примерно в 1,5 раза, если сыновьям помогает мать. По мнению авторов работы, это связано с тем, что самки бонобо могут занимать доминантную роль в сообществе, в отличие от сообществ шимпанзе, где все главенствующие роли занимают только самцы.

Поведение самок бонобо, таким образом, согласуется с гипотезой о долгоживущих видах , которые вкладывают много сил и времени в выращивание собственного потомства, оставаясь с детенышами даже до достижения взрослого возраста и жертвуя собственным репродуктивным успехом ради качественного потомства.

Самки бонобо также принимают активное участие в размножении своих самок-сородичей: год назад ученые выяснили, что бонобо могут выступать и в роли акушерок, отгоняя от роженицы самцов и помогая детенышу выйти из родовых путей.

Мария Романская