Европейские ученые выяснили, что воображение может помочь сделать определенное место эмоционально значимым. Для этого они попросили участников своего фМРТ-эксперимента представить, как они проводят время со знакомыми людьми в определенных местах, а затем оценили, как к этим местам менялось их отношение. Статья опубликована в Nature Communications.
Воображение — одна из исключительно человеческих особенностей, которая помогает нам не только возвращаться к уже пережитым событиям и посещенным местам, но и выстраивать совершенно новые на основании того, что мы уже видели. К примеру, мы можем представить, как пойдем в кафе, которое однажды мельком увидели, с определенным человеком и хорошо проведем там время.
При этом воображение возможных сценариев в будущем и возвращение к уже пережитому в прошлом — вещи все-таки разные, во многом из-за того, что уже случившиеся события могут вызвать эмоциональную реакцию на то, что с ними связано. В новой работе ученые из Института человеческой когнитологии и науки о мозге Общества Макса Планка под руководством Ролана Бенуа (Roland Benoit) решили проверить, может ли у человека сформироваться эмоциональная реакция на определенные места, если он вообразит гипотетические ситуации, которые могут там случиться.
Для этого они провели фМРТ-эксперимент, в котором приняли участие 18 человек. Каждого из них попросили составить список знакомых людей — как тех, к кому они испытывают теплые чувства, так и тех, кого они не любят — и список хорошо знакомых мест. Во время сканирования участников просили представить ситуацию, в которой они проводят время с определенным человеком в определенном месте. Первый автор статьи Ролан Бенуа в качестве примера приводит воображаемую ситуацию, в которой он едет вместе с дочерью в лифте университета, где она прыгает и нажимает на кнопки, после чего они выходят на самом последнем этаже и наслаждаются открывающимся там видом. До и после процедуры участников просили по четырехбалльной шкале оценить то, насколько ярко они представляют человек и место, а по девятибалльной — то, нравится ли им воображаемое место и человек. После окончания эксперимента его повторили на другой группе людей — в нее вошло 30 человек.
Ученые выяснили, что симпатия к определенному месту существенно возрастает после того, как человек представит, как он проводит там время с кем-то, кого любит. Кроме того, этот эффект оказался реплицируемым: результаты удалось повторить и на второй группе участников.
Основным участком мозга, на котором сосредоточились, стала вентромедиальная часть префронтальной коры, которая отвечает за хранение и дальнейшее использование ментальных репрезентаций событий, людей и эмоций. Ученые показали, что активность этого участка выше в случае, если участник представлял кого-то, кто ему нравится (в сравнении с тем, кто ему не нравится); кроме того, повышение активности этого участка также предсказывало повышение положительного отношения к представленному месту.
Авторам работы, таким образом, удалось показать, что изменение отношения к определенным местам может произойти и без реально пережитого в них опыта: для этого достаточно воображения. Наиболее эффективным двигателем в этой ситуации, судя по всему, выступают сильные положительные эмоции, которые, в свою очередь, ярче всего вызываются представлением определенных близких людей.
Вещи, места и события, связанные с конкретными сильными эмоциональными переживаниями, забыть очень сложно. В марте ученые выяснили, что при необходимости мозгу в этом может помочь усиленная обработка стимула.
Елизавета Ивтушок