Американские ученые выяснили, что для эффективного забывания информации мозг тратит намного больше усилий при ее обработке, чем в том случае, когда информацию необходимо запомнить. Для этого они провели фМРТ-эксперимент, в ходе которого участников просили либо запомнить, либо постараться забыть определенные изображения. Статья опубликована в The Journal of Neuroscience.
Каждый день человек получает огромное количество новой информации, запомнить всю из которой он не в состоянии. Во избежание перегрузки памяти какие-то данные из нее бесследно стираются. Например, вы вряд ли вспомните, как выглядел человек, который ехал напротив вас в метро неделю назад, или все подробности разговора, который произошел с другом в тот же день. Это, однако, касается не всех воспоминаний: важные вещи и те моменты, которые связаны с сильными эмоциональными ощущениями, выкинуть из памяти очень сложно.
Разумеется, это плюс в том случае, если вам важно запомнить какой-то номер телефона или информацию, которая пригодится на экзамене. В то же время, легко представить и примеры «нежелательной» памяти — например, никак не удается забыть надоедливую песню или избавиться от болезненных воспоминаний, связанных с конкретным событием. Забывание в данном случае должно перейти из пассивного режима в активный и может занять много времени.
Ученые под руководством Трейси Вэнг (Tracy Wang) из Техасского университета в Остине решили экспериментально проверить, как на забывание определенной информации влияет активное изъятие и обработка воспоминаний из памяти. Для этого они провели фМРТ-эксперимент с участием 24 добровольцев. Во время эксперимента участникам показывали различные изображения: пейзажи, предметы и человеческие лица.
Во время первой части эксперимента участникам необходимо было распределить предметы по категориям: например, решить, мужское лицо или женское. Таким образом ученые измерили активность в вентральной части лобной доли, которая принимает участие в обработке информации. Далее уже знакомые картинки участникам показывали снова в течение трех секунд каждую, после чего на экране возникал фиксационный крест определенного цвета: черный крест означал, что участнику необходимо запомнить изображение, а желтый — что забыть. Наконец, в финальной части эксперимента участникам показывали изображения и просили отметить свою степень уверенности в том, что изображение знакомо, по четырехбалльной шкале.
Ученые выяснили, что обработка изображений, которые необходимо было забыть, была связана с повышенной активностью в вентральной части лобных долей, а также в префронтальной коре, работа которой также регулирует обработку информации, поступающую по разным каналам органов чувств. Для тех объектов, которые необходимо было запомнить, активность этих участков была значительно (p < 0,001) ниже. Авторы, поэтому, пришли к выводу, что наиболее эффективное забывание подразумевает повышенную обработку целевого стимула: если ментальная репрезентация объекта в мозге достаточно стабильна, воспоминания о нем проще ингибировать.
Исследователи, тем не менее, точно не говорят о том, какая именно стратегия забывания — в том, что касается строго поведенческих методик — используется людьми. Она может быть разной для каждого человека, при этом повышенная активность мозга во время обработки этой информации присутствует, а, значит, помогает. Авторы, таким образом, приходят к выводу, что для избавления от нежелательных воспоминаний их не нужно подавлять, а наоборот, повысить уровень обработки. По этому принципу работают некоторые методы психотерапии (например, гештальт-психотерапия или первичная терапия), которые отмечают важность обработки нежелательных воспоминаний для полного избавления от их негативного влияния.
Еще одна особенность человеческой памяти — формирование ложных воспоминаний. Недавно ученые выяснили, что самое первое воспоминание многих людей на самом деле выдуманное, так как описывает ситуации, которые происходили с ними в возрасте до трех лет — тогда, когда ребенок еще не способен формировать долгосрочные воспоминания.
Елизавета Ивтушок
И чаще выбирали секретную награду вместо известной
Человеческие дети более любопытны, чем орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо. К такому выводу пришли американские исследователи, когда провели эксперименты с большими человекообразными обезьянами и детьми от трех до пяти лет. В них обнаружилось, что в условиях неопределенности дети чаще выбирают непрозрачную чашку с неизвестной наградой вместо прозрачной чашки, содержимое которых можно увидеть. А обезьяны — наоборот. Работа опубликована в PLoS ONE.