Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Максимальная концентрация

Что вы знаете о парниковом эффекте и парниковых газах

Совсем недавно концентрация углекислого газа в атмосфере Земли впервые в истории превысила 415 миллионных долей по объему (ppm), и нет сомнений, что рост продолжится. За столетие доля CO2 выросла с 300 до 400 ppm. Знаете ли вы, почему это так заботит климатологов и почему они уверены, что изменение климата — дело рук человека? Вы можете проверить себя с помощью нашего зеленого теста.

1. Сначала чуть-чуть истории. Ученые, а за ними и политики начали громко говорить об изменении климата только в конце XX века, когда появились надежные данные о росте глобальной температуры, в частности, знаменитая «хоккейная клюшка» (на картинке). Сегодня выражения «глобальное потепление» и «парниковый эффект» известны почти каждому человеку. А когда ученые впервые обнаружили парниковый эффект как физическое явление?
2. Какое объяснение парникового эффекта правильно?
3. Парниковые газы могут сильно отличаться по степени «прозрачности» для инфракрасного излучения и, следовательно, по влиянию на тепловой баланс. Например, тонна метана по воздействию на климат в течение 100 лет эквивалентна 25 тоннам углекислоты, а тонна гидрофторуглерода CHF3 — 14,8 тысячи тонн CO2. А от чего это зависит?
4. Представьте себе, что из атмосферы Земли пропали все парниковые газы. Какой в этом случае будет средняя температура приземного слоя воздуха?
5. Как ученые доказывают, что значительная часть СО2 в атмосфере — антропогенного происхождения? Может быть, он весь порожден естественными процессами?
6. Один из самых сильных парниковых газов в атмосфере — метан СН4, однако он неустойчив и быстро распадается — примерно за 12 лет (молекулы CO2 «живут» сотни лет). Тем не менее, концентрация метана растет — с середины XVIII века до 2016 года она выросла с 700 частей на миллиард до 1840 частей. Это опять люди виноваты?
7. Если посмотреть на кривую концентрации CO2 в атмосфере, то можно увидеть, что она похожа на пилу — каждую зиму (для Северного полушария) концентрация СО2 резко повышается, а потом падает. Куда пропадает СО2 летом?
8. Изменение климата шло бы значительно более быстрыми темпами, если бы не океан — он поглощает значительную часть углекислоты. Однако ученых это беспокоит, они говорят, что этот процесс угрожает морской фауне. А в чем состоит эта угроза?