Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) Пентагона в ближайшее время объявит конкурс на разработку системы искусственного интеллекта, которая в будущем сможет брать управление боевым самолетом на себя и вести маневренный ближний воздушный бой. Как сообщает Flightglobal, программа получила название ACE (Air Combat Evolution, развитие воздушного боя). Рассмотрение предложений по разработке американские военные наметили на 17 мая 2019 года.
Ближний воздушный бой требует от летчиков высокой концентрации и напряжения. В бою летчикам приходится справляться с меняющимися перегрузками, принимать решения, управлять самолетом и его вооружением. Программа ACE предполагает, что система искусственного интеллекта сможет эффективнее и быстрее вести воздушный бой, снижая нагрузку на летчика и оставляя ему возможность принимать тактические решения в рамках более масштабной боевой задачи.
По оценке DARPA, система искусственного интеллекта, разработка которой будет вестись в рамках программы ACE, должна быть обучаемой — она будет учиться воздушному бою аналогично курсантам-людям, начиная простыми маневрами и заканчивая фигурами высшего пилотажа. Испытания новой системы будут проводиться поэтапно. На первом этапе искусственный интеллект примет участие в виртуальном воздушном бою, где его действия будут оценивать опытные летчики. Затем испытания системы проведут на небольших беспилотных летательных аппаратах.
Конечной целью программы является создание системы искусственного интеллекта для боевых беспилотников, которые будут прикрывать пилотируемые истребители. Другие подробности программы пока не уточняются.
В марте текущего года американская компания Kratos Unmanned Aerial Systems провела летные испытания демонстратора ведомого беспилотника XQ-58A Valkyrie. Аппарат разрабатывается специально для полетов в связке с пилотируемыми истребителями. Предполагается, что беспилотные ведомые могли бы брать на себя часть боевых функций пилотируемого самолета, например, наносить удары по целям, указанным летчиком. Кроме того, беспилотники могли бы нести более мощные радары или сенсоры, позволяя пилотируемому самолету действовать незаметно.
Василий Сычёв
Американская компания Oshkosh Defense представила тихую версию бронемашины JLTV — eJLTV. Она получила гибридно-электрическую силовую установку, обеспечивающую экономию топлива на 20 процентов.