Командование авиационных систем ВМС США объявило о намерении разработать палубный беспилотный летательный аппарат для Морской пехоты в несколько этапов. Как пишет Flightglobal, для этого тендер MUX, проводимый с марта прошлого года, будет разбит на несколько небольших конкурсов, участники каждого из которых за разработку отдельных технологий будут получать денежные призы. Как ожидается, первый конкурс стартует 15 мая 2019 года и завершится 26 сентября.
Одной из основных проблем крупных тендеров на разработку военной техники является слабая предсказуемость создания технологий, из-за чего могут серьезно сдвигаться сроки производства и испытания образцов и увеличиваться конечная стоимость программы. По оценке Командования авиационных систем ВМС США, разделение крупного тендера на несколько конкурсов позволит военным получить больший контроль на проектом. При этом у военных появится возможность определить технологии, наилучшим образом удовлетворяющие их требованиям.
В рамках первого этапа тендера MUX планируется провести шесть конкурсов: четыре — на разработку полезной нагрузки для палубных беспилотников, один — на создание переходников для полезной нагрузки и один — на разработку архитектуры бортового оборудования. Победитель первого конкурса получит приз в размере 700 тысяч долларов. Выплаты за второе и третье место составят 200 и 100 тысяч долларов соответственно. В ходе второго этапа тендера MUX участники должны будут разработать беспилотники с использованием технологий, созданных в ходе первого этапа.
Последующие этапы тендера предполагают интеграцию всех технологий в первых прототипов беспилотников и проведение их испытаний. Объявить начальную операционную готовность (фактически, принять на вооружение) новые палубные беспилотники, разработанные в ходе тендера MUX, планируется в 2026 году. Ожидается, что в тендере примут участие три американские компании: Lockheed Martin, Northrop Grumman и Bell Helicopter.
Bell Helicopter представила проект беспилотного конвертоплана V-247 Vigilant. Он создается с применением технологий перспективного конвертоплана V-280 Valor. В свою очередь Northrop Grumman намерена предложить военным проект беспилотного «тейлситтера», самолета вертикального взлета с посадкой на хвост.
Согласно требованию американской Морской пехоты, боевой радиус новых палубных беспилотников должен быть от 350 до 700 морских миль с полезной нагрузкой. Крейсерская скорость беспилотников должна составлять от 200 до 300 узлов. Полной операционной готовности (завершение поставки всех заказанных военными аппаратов и принятие их в боевой состав) новые беспилотники должны достичь к 2034 году. На вооружении аппараты должны будут выполнять несколько задач: раннее предупреждение, рекогносцировка, радиоэлектронная борьба, ретрансляция сигналов и поддержка с воздуха.
Василий Сычёв