Морские эктотермы пострадали от изменения климата в два раза сильнее сухопутных

Изменение климата оказалось более опасным для морских эктотермных животных, чем для сухопутных. Количество видов, покинувших привычные места обитания из-за потепления, для морских животных оказалось в два раза больше, подсчитала международная группа ученых. Статья опубликована в журнале Nature.

Авторы статьи пишут, что это первое в своем роде исследование, в котором сравнивается чувствительность к росту температуры окружающей среды для эктотермных (пойкилотермных) обитателей океана и суши. Поскольку температура их тела меняется в зависимости от температуры внешней среды, животные более чувствительны к привычным климатическим условиям и их изменение представляет для них относительно большую угрозу, чем для эндотермных животных.

Малин Пински (Malin Pinsky) из Университета Ратгерса и его коллеги проанализировали данные исследований 406 видов эктотермов, 318 сухопутных and 88 морских, чтобы понять, каковы их безопасные условия обитания и, в частности, минимальные температуры теплого времени года в их ареалах. Они рассчитывали температурный «запас прочности», то есть разницу между максимальной пригодной для жизни вида температурой и максимальной фактической температурой в самой прохладной из доступных ему частей ареала, и выяснили, что для морских видов этот запас существенно меньше, чем для сухопутных.

Помимо прочего, авторы рассчитали, что для наименее «прочных» (с точки зрения температуры) видов исчезновения локальных популяций в океане на верхних температурных границах ареалов фиксировались в океане в два раза чаще, чем на суше (56 процентов видов против 27 процентов). Сухопутные виды с наименьшим «запасом прочности» обнаружились в средних широтах, тогда как морские — у экватора.

«Мы выяснили, что глобально изменение климата вытесняет морские виды из привычных ареалов в два раза чаще, чем сухопутные. Эти результаты предполагают, что если Мировой океан останется ресурсом для благополучия, питания и экономической активности людей, нам понадобятся дополнительные меры по защите биоразнообразия в нем», — сказал Пински, чьи слова приводит пресс-служба университета.

Изменение климата, тем не менее, влияет не только на эктотермных животных. Так, потепление приводит в движение «эскалатор вымирания» для высокогорных тропических видов птиц: ареал обитания горных видов сдвигается выше, чтобы они оставались в привычном температурном режиме, а виды, живущие на самом верху, не имеют такой возможности, и их численность сокращается.

Двум третям видов шмелей в Европе предрекли угрозу исчезновения через 40 лет