Ископаемый краб оказался обладателем шаровидных глаз и лопастевидных конечностей

Американские палеонтологи описали новое семейство, род и вид крабов, живших около 90 миллионов лет назад, сообщается в Science Advances. По мнению ученых, это была уникальная линия: анатомически крошечные животные были похожи, как на взрослых особей, так и на личинок. А конечности у них были лопастевидные, приспособленные для плавания — до этого такие конечности встречались у морских скорпионов, вымерших 250 миллионов лет назад.

Крабы или короткохвостые раки (Brachyura) относятся к десятиногим ракам. Предположительно, появились в юрском периоде, который продолжался с 201 до 145 миллионов лет назад. Хотя существо Imocaris, жившее в каменноугольном периоде и известное только по окаменелости карпакса, возможно, было примитивным крабом. Распространение крабов началось в меловом периоде и, предположительно, было связано с параллельной эволюцией костных рыб, основных хищников, которые охотились на крабов, либо с распадом суперконтинента Гондвана, который начался около 150 миллионов лет назад.

Палеонтологи из США, Канады и Мексики под руководством Ксавье Люка (Javier Luque) из Йельского университета описали хорошо сохранившиеся окаменелости 64 крошечных членистоногих размерами до 1,6 сантиметра в длину и одного сантиметра в ширину, обитавших 90-95 миллионов лет назад на территории современных США и Канады. По мнению исследователей, животные оказались уникальным семейством крабов. У них были лопастевидные конечности, хорошо приспособленные для плавания, которые до этого были только у морских скорпионов, вымерших около 250 миллионов лет назад. Также у них были большие шаровидные глаза и две небольшие антенны. Анатомически древние крабы напоминали как взрослых особей, так и поздних личинок десятиногих ракообразных. Но это были взрослые сформировавшиеся животные с выраженным половым диморфизмом.Ученые назвали новый род и вид Callichimaera perplexa, «озадачивающие прекрасные химеры», и отнесли его к новому семейству, Callichimaeridae.

«Callichimaera perplexa настолько уникальное и странное животное, что его можно считать утконосом мира крабов», — говорит Ксавье Люк. «Он может указывать на то, как появляются новые формы и как они со временем становятся такими разнообразными. Обычно мы думаем о крабах, как о крупных животных с широкими панцирями, сильными клешнями, маленькими глазами на длинных глазных выростах и маленьким хвостом, спрятанным под телом. Каллихимера лишена всех этих „крабьих“ черт и это заставляет нас пересмотреть определение того, что делает краба крабом».

В прошлом году палеонтологи сообщили о находке в Мьянме самого древнего детеныша змеи. Он оказался в янтаре около 99 миллионов лет назад.

Колоссальный кит из Перу оспорил у синего кита титул самого тяжелого животного в истории