Успехи древних скотоводов оценили с помощью солей в моче животных

Исследователи разработали метод, позволяющий количественно оценить успехи древних фермеров в скотоводстве, сообщается в Science Advances. Они посчитали концентрации ионов в солях из мочи животных и их рост за время существования неолитического поселения Ашиклы-Хююк в Анатолии, жители которого содержали коз и овец. Оказалось, что концентрации некоторых ионов за тысячу лет существования поселения выросли в тысячу раз.

Неолитическое поселение Ашиклы-Хююк (или Ашиклы-Хёюк) находилось в Центральной Анатолии. Предположительно, люди жили здесь около 10,4–9,3 тысячи лет назад. Возможно, сначала это было временное поселение, но затем постройки стали более массивными, стены начали делать из кирпича, и это, по мнению археологов, свидетельствует о том, что люди стали жить в поселении постоянно. Ашиклы-Хююк находился на равнине с плодородными почвами, которые подходили для земледелия. Судя по археологическим доказательствам, жители поселения занимались скотоводством и находились в процессе одомашнивания овец и коз. Здесь находили остатки загонов для скота, следы выбраковки молодых животных и доказательства кормления скота. На первых порах в рационе местных жителей козье и овечье мясо составляло четверть от всех мясных продуктов, а в конце существования поселения — больше 90 процентов. Однако оценить масштабы и динамику скотоводства фермеров из Ашиклы-Хююка довольно сложно.

Джордан Абель (Jordan Abell) и его коллеги из США и Турции коллеги разработали метод, позволяющий оценить число животных по солям в их моче. В частности, в ней содержится нитрат натрия, который в больших количествах в природе встречается только в очень засушливых местах, например, в Долине Смерти или пустыне Атакама. Исследователи проанализировали состав солей в 113 образцах из разных мест и культурных слоев в поселении, а также содержание в образцах ионов натрия, хлорид- и нитрат-ионов. Кроме того, они рассчитали соотношение изотопов азота (δ15N) в разных пробах, так как его значение может объяснить  происхождение нитратов. В животных отходах δ15N выше 10 промилле.

Оказалось, что концентрация ионов натрия, хлорид- и нитрат-ионов за первые 400 лет существования поселения выросла в 5–10 раз, а через 700 лет с основания Ашиклы-Хёюка — в 10–1000 раз. В последний период использования поселения, который начался около 9,7 тысячи лет назад, животных стало так много, что жителям пришлось переселить их куда-то на окраину поселения.

Недавно генетики выяснили, что фермеры Центральной Анатолии сами научились земледелию и скотоводству, либо переняли новые технологии у другого народа. Местные жители, занимавшиеся охотой и собирательством, и жившие на семь тысяч лет позже, оказались генетически очень похожи друг на друга.

На западе Германии обнаружили вооруженного до зубов франкского воина