Американские ученые с помощью метаанализа 138 исследований проверили гипотезу мимической обратной связи, в соответствии с которой эмоциональная мимика может влиять на соответствующие эмоции. Им удалось найти эффект, но очень слабый. Статья опубликована в журнале Psychological Bulletin.
Согласно гипотезе мимической обратной связи (facial feedback) эмоциональная мимика влияет на соответствующие эмоции даже в том случае, если она вызвана искусственно: у человека может подняться настроение, если он улыбнется. Наиболее значимым исследованием, посвященному изучению этой темы, считается работа, проведенная в 1988 году немецкими учеными: тогда они просили участников держать ручку в зубах или губах, тем самым заставляя их использовать мышцы, вовлеченные в эмоционально разную мимику, и оценивали их реакцию на шутки. Эксперименты позволили ученым выявить значимую положительную корреляцию, в соответствии с которой гипотеза мимической обратной связи ими подтвердилась.
Результаты последующий работ были неоднозначными. В 2016 году ученые попытались и не смогли воспроизвести результаты подобных экспериментов, включая и тот, который был проведен в 1988 году: указать на наличие мимической обратной связи им не удалось. В новой работе психологи под руководством Николаса Колза (Nicholas Coles) из Университета Теннесси решили систематизировать результаты всех известных работ с помощью метаанализа: всего им удалось собрать 138 исследований, описанных в 98 работах, в которых суммарно приняли участие больше 11 тысяч человек.
Ученые рассмотрели 286 величин эффекта (effect size), которые во включенных в метаанализ работах указывают на связь между манипулированием эмоциональной мимикой и последующей эмоциональной реакцией. Для того, чтобы рассмотреть взаимосвязь подробнее, исследователи также проследили за тем, как на результат влияли различные независимые переменные: присутствие стимула и его вид, тип вызываемой эмоции и другие.
Средняя величина эффекта (здесь выражена параметром Cohen's d и рассчитывается через отношение среднего к стандартному отклонению) равнялась 0,2: это означает, что влияние манипуляции эмоциональной мимикой на эмоции достаточно слабое. При этом величина эффекта сильно зависела от переменных, которые учитывались при анализе. Например, взаимосвязь была сильнее, если в эксперименте отсутствовал эмоциональный стимул (то есть участники сами сообщали о своем настроении, а не оценивали, например, шутку), а вот знание участников о целях эксперимента на величину эффекта никак не влияло. Также значимым оказался тип стимула, который вызывал эмоцию (если он присутствовал): взаимосвязь была сильнее при использовании эмоционально окрашенных предложений, а не картинок.
Автор работы, таким образом, пришли к выводу, что связь между эмоциональной мимикой и соответствующими эмоциями присутствует, но при этом является очень слабой. Кроме того, сила такой взаимосвязи во многом зависит от факторов, которые учитывались в эксперименте.
Об особенностях метаанализа как научного метода, а также его плюсах и минусах вы можете прочитать в нашем блоге.
Елизавета Ивтушок
Негативная музыка от погоды не зависела
Британские, немецкие и австралийские исследователи обнаружили, что вероятность попадания музыки с высокой интенсивностью и позитивными эмоциями в верхние строчки чартов Великобритании увеличивается с ростом температуры воздуха и уменьшается в дождь. При этом популярность меланхоличной музыки от погоды не зависит. Отчет о работе появился в журнале Royal Society Open Science. Музыка — общечеловеческий феномен, присущий всем известным культурам, и часть повседневной жизни большинства людей. Одна из важнейших ее функций — это регуляция настроения. Зачастую люди слушают музыку, чтобы подкрепить, выпустить или сменить текущие эмоции, что, в свою очередь, влияет на физическое здоровье, психическое благополучие и когнитивное функционирование. При этом большинство социально-психологических исследований на эту тему касаются либо индивидуальных черт, таких как возраст или тип личности, либо контекста и жизненных ситуаций. В двух небольших работах было показано, что, когда людей просят представить определенный сезон, это влияет на их выбор музыки — энергичную предпочитают весной и летом, меланхоличную зимой. Однако здесь идет речь о гипотетических ситуациях и субъективных комментариях. Возрастающая доступность данных музыкальных сервисов позволяет проследить более обширные тренды — к примеру, анализ выборки из миллиона пользователей в 51 стране продемонстрировал, что в рабочее время люди больше слушают бодрые композиции, а поздно вечером — расслабляющие, то есть их выбор оформляет и отражает настроение. Сотрудники Оксфордского университета, Институтов эмпирической эстетики и человеческих когнитивных и нейронаук Общества имени Макса Планка, Университетов Джеймса Кука и Кертина под руководством Мануэля Англады-Торта (Manuel Anglada-Tort) сосредоточили внимание на корреляции музыкальных предпочтений с погодой. Они воспользовались данными обо всех синглах, вошедших в недельные топ-100 официального чарта Великобритании с 1953 по 2019 год — всего 23859 песен 7398 исполнителей. С помощью сервиса Spotify для каждой композиции определили девять ключевых аффективных параметров: громкость, танцевальность, энергичность, инструментальность, акустичность, разговорность, присутствие живой аудитории, позитивный или негативный эмоциональный заряд и темп. Последний параметр оценивали в ударах в минуту, остальные дихотомически (0 или 1). Для всех этих показателей определили месячные корреляты с данными государственной метеослужбы о температуре воздуха, количестве ярких солнечных часов и дней с осадками более миллиметра, а также ввели поправку на долгосрочные тренды в погоде и музыке. Анализ проводили методом главных компонент и с помощью обобщенных аддитивных моделей. Выяснилось, что энергичная и позитивная музыка чаще появлялась в чартах при теплой и солнечной погоде, причем это проявлялось сильнее всего в те месяцы, когда тепла и солнца было мало (наиболее востребованной она оказалась в конце лета и осенью). В дождливую пору, напротив, такие мелодии пользовались меньшей популярностью. При введении дополнительных поправок на сезонные факторы помимо погоды (например, отпуска и праздники) влияние солнечного света оказывалось незначимым, а тепла и осадков — сохранялось. Спокойная и негативная музыка с погодными факторами и временем года никак не коррелировала. Дополнительный анализ, учитывающий популярность песен, выявил наибольшую связь с погодой композиций из топ-10, при этом у нижних 10 строк топ-100 она практически отсутствовала. Предположительно, совпадение настроения композиции с преобладающей погодой может быть фактором, который способствует ее продвижению к вершине чарта. Как пишут авторы работы, полученные результаты дополняют исследования из других областей (например, финансов, преступности, психического здоровья), демонстрируя, что крупномасштабные популяционные предпочтения культурных феноменов (в данном случае музыки) находятся в числе прочего под влиянием долговременных факторов окружающей среды (погоды) через механизмы регуляции настроения. В 2017 году канадские нейробиологи выяснили, что за наслаждение музыкой отвечает та же мозговая система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Чтобы объективно оценить степень вовлеченности в прослушивание музыки, их американские коллеги два года спустя измерили синхронизацию с ней мозговой активности. Тогда же другой канадский коллектив показал, что фактор неожиданности повышает удовольствие от музыки.