Айсберг площадью более 1,7 тысячи квадратных километров — больше Санкт-Петербурга — в ближайшие пару месяцев отколется от шельфового ледника Бранта после того, как трещины в леднике ускорились в своем продвижении. При этом британские и австрийские гляциологи отправили на рецензирование в журнал The Cryosphere статью, в которой говорится, что формирование айсберга в данном случае можно объяснить естественной нестабильностью шельфового ледника, с которым такое уже происходило.
Шельфовый ледник Бранта в западной Антарктиде первым исследовал Эрнест Шеклтон в 1915 году, а с 1956 года на леднике работают исследовательские станции серии Halley. Текущая станция Halley VI открылась в 2013 году, и это первая в мире полностью передвижная антарктическая станция. С октября 2016 года на леднике появилась вторая трещина, так называемая Хэллоуинская, которая движется на восток, а главная трещина ледника, остававшаяся стабильной на протяжении 35 лет, в последнее время ускорилась до четырех километров в год. Ученые предполагают, что когда эти трещины соединятся, от ледника отколется айсберг площадью как минимум 1,7 тысячи квадратных километров — этот айсберг не попадет даже в двадцатку самых крупных в Антарктике, но станет самым большим в истории наблюдений за ледником Бранта.
Хильмар Гудмундссон (Hilmar Gudmundsson) из Нортумбрийского университета и его коллеги считают, что формирование будущего айсберга — часть естественного жизненного цикла ледника. «Я занимаюсь исследованиями в этом регионе более 15 лет и слежу за ростом трещин с того момента, как они появились. Спутниковые изображения шельфового ледника опубликованы в сети, и люди активно обсуждают возможные причины этого явления. Но важно понимать, что это естественный процесс, и такое уже бывало. Изменение климата — это серьезная проблема, последствия которой видны по всему миру и в том числе в Антарктике. Но нам не удалось найти каких бы то ни было свидетельств того, что конкретно этот айсберг связан с изменением климата», — сказал Гудмундссон, которого цитирует пресс-служба университета.
Ученый отметил, что возникновение айсберга полностью объясняется моделированием многолетнего движения ледника, и именно поэтому еще в 2014 году ученые рекомендовали переместить станцию Halley VI в точку Halley VIa дальше от растущих трещин. Сейчас станции, которая пока законсервирована, ничего не угрожает. Скорее всего, будущий айсберг будет двигаться на запад и постепенно раскалываться на более мелкие айсберги, считают авторы статьи.
Кроме того, Гудмундссон добавил, что если сопоставить наблюдения Шеклтона и его коллег в 1915 году и первые данные со станции Halley 1956 года, очевидно, что за это время от шельфового ледника откололся крупный айсберг. Это, по мнению ученых, также говорит о том, что нынешняя ситуация не беспрецедентна.
Ранее гляциологи из США и Нидерландов показали, что скорость разрушения антарктического ледового щита за период с 1979 по 2017 год выросла более чем в шесть раз, с 40 миллиардов тонн льда в год до более чем 250 миллиардов тонн.
Ольга Добровидова
31 июля она достигла 20,96 градуса Цельсия
31 июля 2023 года среднемировая температура морской поверхности достигла значения 20,96 градуса Цельсия. Предыдущим самым высоким значением в истории наблюдений была отметка 20,95 градуса Цельсия в марте 2016 года. Июль стал самым жарким для мирового океана за всю историю наблюдений — средняя температура морской поверхности в прошлом месяце была на 0,51 градуса Цельсия выше средних многолетних значений. Об этом сообщает Европейская программа мониторинга климатических изменений «Коперник». В отличие от среднемировых температур воздуха, наиболее высоких в июле, среднемировые температуры морской поверхности обычно достигают самых высоких значений в марте. В этом году ситуация сильно отличается от привычной, и начиная с весны температура только продолжала расти. Климатологи связывают это с Эль-Ниньо, условия которого начали развиваться в июле.