Трехпалый сцинк «разделил» одну беременность на живорождение и яйцерождение

Ученые зафиксировали случай яйцерождения и живорождения в одном помете, сообщается в Biology Letters и в пресс-релизе Сиднейского университета. Самка желтобрюхого трехпалого сцинка сначала отложила яйца, а потом, через несколько недель, родила живого детеныша. Известно, что эти ящерицы могут размножаться как откладывая яйца, так и с помощью живорождения, но ученые впервые заметили, что сцинки способны сочетать оба способа размножения во время одной беременности.

Позвоночные животные размножаются либо откладывая яйца (птицы и амфибии, большинство рыб и рептилий и несколько видов млекопитающих), либо с помощью живорождения (подавляющее большинство млекопитающих), либо яйцеживорождения, когда детеныш развивается в яйце, находящемся в теле матери, а рождается уже без яйцевых оболочек. По-видимому, живорождение появлялось у разных таксонов позвоночных более 100 раз. А одна из рептилий, желтобрюхий трехпалый сцинк (Saiphos equalis), по-видимому, находится в процессе адаптации к живорождению.

Эти ящерицы привлекли внимание ученых потому, что они могут размножаться как откладывая яйца, так и с помощью живорождения. Сцинки обитают на востоке Австралии как в теплом прибрежном климате, так и в прохладном, горном. Популяции, обитающие в горах, на высоте свыше тысячи метров, размножаются живорождением, а сцинки, живущие на побережье, откладывают яйца. Причем у разных популяций период инкубации яиц отличается. Он может быть коротким, около пяти дней, или длинным, примерно 15 дней. В случае короткой инкубации яйцо покрыто скорлупой лишь частично, а эмбрионы в нем хорошо развиты. В популяциях, для которых характерна длинная инкубация, яичная скорлупа толще.

Недавно герпетологи Мелани Лэрд (Melanie Laird) из новозеландского Университета Отаго, Камилла Уиттингтон (Camilla Whittington) и Майк Томпсон (Mike Thompson) из Сиднейского университета зафиксировали, как желтобрюхий сцинк размножался живорождением, при этом откладывая яйца во время этой же беременности. Самка сцинка из популяции, размножающейся живорождением, сначала отложила три яйца, а через несколько недель родила живого детеныша.

По мнению авторов статьи, желтобрюхие трехпалые сцинки служат идеальной моделью для изучения перехода к живорождению, так как они являются живым примером эволюции этого процесса. «Древнейшие позвоночные откладывали яйца, но через тысячи лет зародыши некоторых видов стали дольше развиваться в теле у матери, пока некоторые животные не стали рожать живых детенышей. Обычно на ум приходят люди и другие млекопитающие, но есть много рептилий, которые размножаются живорождением», — говорит Уиттингтон.

Недавно ученые сообщили о похожем случае необычного размножения у рыб. Рыбы трехиглые колюшки обычно размножаются, откладывая икру. Но в данном случае у самки появилось потомство в результате яйцеживорождения, то есть эмбрионы развились еще в теле матери. Правда это был не процесс эволюции, а сперма самца случайно попала в репродуктивный тракт самки.

Биоритмы сна и долговременная память появились одновременно при развитии личинок дрозофил