Американская компания General Atomics Electromagnetic Systems совместно со специалистами Командования авиационных систем ВВС США провела испытания электромеханического аэрофинишера AAG, который устанавливается на новые американские авианосцы типа «Джеральд Форд», аварийной остановкой самолета. Согласно сообщению компании, это были первые такие испытания AAG и первые за 23 года проверки аэрофинишера аварийной посадкой, проведенные в США.
При посадке на авианосец самолеты имеют высокую скорость, которую они не успеют полностью сбросить на протяжении относительно короткой палубы корабля. Для штатной остановки самолетов на авианосцах используются специальные устройства — аэрофинишеры. Палубная часть таких устройств представляет собой несколько тросов, натянутых над палубой и соединенных с барабанами. При посадке палубные самолеты зацепляются за один или несколько тросов с помощью специального крюка — гака — и останавливаются.
Во время аварийной посадки, когда самолет не может использовать гак для остановки, используется специальная аварийная система. Обычно она представляет собой сеть из широких капроновых лент. Эта сеть натягивается над палубой на легких распорках, а ее концы соединяются с барабанами аэрофинишера. При аварийной посадке самолет попадает в эту сеть и останавливается. При этом широкие капроновые ленты либо слабо, либо вовсе не повреждают планер аварийно севшего самолета.
Для испытаний аэрофинишера AAG аварийной остановкой использовался палубный самолет дальнего радиолокационного обзора E-2C+ Hawkeye массой около 21,1 тонны. Самолет разогнался до скорости, на которой обычно происходит посадка и въехал в сеть, соединенную с AAG. Аэрофинишер успешно затормозил «летающий радар».
General Electric Electromagnetic Systems занимается разработкой аэрофинишера AAG с 2010 года. В состав этой системы входят тросовое устройство, гидротормоза, механический тормоз, электродвигатели-генераторы с низкой энерцией, но высоким крутящим моментом, а также конденсаторы. Последние необходимы для накопления энергии, вырабатываемой генераторами при торможении самолета и последующего ее использования.
Электродвигатели AAG связаны с регулируемыми заслонками гидротормозов. При торможении самолета система управления динамикой при помощи заслонок постоянно корректирует сопротивление жидкости в гидротормозах. Благодаря этому обеспечивается равномерное торможение садящегося самолета вдоль всей траектории. Кроме того, управление динамикой позволяет заранее настраивать аэрофинишер на прием самолетов разной массы. Частично работа AAG обеспечивается накопленной при торможении самолетов энергией.
На устаревающих авианосцах типа «Нимиц», которые стоят на вооружении ВМС США сегодня, установлены гидравлические аэрофинишеры. Эти устройства оснащены стандартными тросами диаметром 36 миллиметров, которые через барабаны связаны гидравлическими тормозами. Последние обеспечивают торможение с фиксированным усилием.
Василий Сычёв
Американская компания General Atomics опубликовала изображение своего беспилотника Mojave с вооружением. Как пишет The Drive, в числе прочего Mojave получил два контейнера с многоствольными пулеметами «Миниган».