Физики из Гарварда предложили способ, с помощью которого можно выбрать одну из альтернативных теорий инфляции или фальсифицировать инфляционный сценарий как таковой. Для этого ученые рассчитали спектр возмущений кривизны пространства времени, возникающих из-за «стандартных часов» — колебаний массивного поля, сопровождающих эволюцию молодой Вселенной. Оказалось, что в инфляционном сценарии спектр постоянный, а в альтернативных сценариях осциллирует. Ученые утверждают, что до этого способа фальсифицировать инфляционный сценарий не существовало в принципе. Статья опубликована в Physical Review Letters, кратко о ней сообщает Physics, препринт работы выложен на сайте arXiv.org.
Несмотря на небольшие отклонения на масштабах планет и галактик, в среднем наша Вселенная практически идеально плоская и однородная. Последние измерения астрономов подтверждают, что, параметр, который входит в уравнение эволюции Вселенной и отвечает за ее кривизну, отклоняется от единицы не более чем на 10−14, а флуктуации реликтового излучения не превышают 0,1 процента. Объяснить эти значения в рамках стандартной теории Большого взрыва невозможно. Поэтому физики дополняют эту теорию космологической инфляцией — периодом быстрого расширения, в результате которого растягиваются квантовые флуктуации и разглаживаются неоднородности пространства-времени. Как такая модификация решает эти проблемы, можно прочитать в статьях «Рождение Вселенной» и «Всемогущая инфляция». В настоящее время инфляционная модель является общепринятой среди физиков-космологов.
Тем не менее, инфляционная модель не является единственной — физикам известно несколько альтернативных теорий, которые так же хорошо объясняют однородность и нулевую кривизну Вселенной. Например, теория «отскока», в которой периоду быстрого расширения предшествовал период быстрого сжатия. Хуже того, теория инфляции имеет серьезный недостаток, из-за которого ее нельзя считать по-настоящему научной теорией. Дело в том, что инфляционный сценарий включает в себя большой набор моделей, которые объединены общей идеей, но отличаются способом ее реализации. Результаты наблюдений почти всегда можно подогнать под одну из этих моделей. В этом смысле инфляция напоминает Стандартную модель из физики элементарных частиц: когда эта теория только зарождалась, физики пробовали разные калибровочные группы и сравнивали их предсказания с экспериментом. В конце концов оказалось, что в статьях и на конференциях все чаще и чаще встречается группа U(1)×SU(2)×SU(3), которую назвали стандартной. К сожалению, в отличие от Стандартной модели частиц Стандартную модель инфляции невозможно фальсифицировать (опровергнуть) с помощью прямого наблюдения. По крайней мере, до этого момента каждое предсказание (как положительное, так и отрицательное), которое казалось уникальным для инфляционного сценария, удавалось воспроизвести с помощью одной из альтернативной теорий.
Физики Абрахам Лёб (Abraham Loeb), Синан Чэнь (Xingang Chen) и Чжун-Чжи Сянью (Zhong-Zhi Xianyu), похоже, наконец, нашли явление, которое различает инфляцию и альтернативные сценарии (хотя бы теоретически). В основе предложенного метода лежит тот факт, что разные сценарии предсказывают разные законы a(t), по которым размер Вселенной меняется во времени. Правда, почувствовать эту разницу обычно невозможно, поскольку законы не связаны напрямую с наблюдаемыми величинами. В новой статье ученые предложили наблюдаемую величину, которая отражает вид закона a(t).
Для этого ученые заметили, что любая простая модель инфляции должна быть вложена в модель с большим числом полей, которая обладает корректным ультрафиолетовым поведением (то есть позволяет осуществить перенормировки и избавиться от нефизичных расходимостей). При этом масса некоторых из дополнительных полей обязательно превышает характерный масштаб простой модели, то есть масштаб на горизонте событий. Осцилляции таких полей, напоминающие осцилляции обычного гармонического осциллятора, физики называют «первичными стандартными часами» (primordial standard clocks). С одной стороны, «стандартные часы» оставляют «отпечатки» в распределении плотности материи. С другой стороны, они напрямую связаны с законом расширения Вселенной. Следовательно, по сигналу «стандартных часов» можно восстановить закон a(t) и различить альтернативные сценарии эволюции Вселенной.
Чтобы оценить величину этого сигнала, ученые сначала решили уравнение на моды массивного поля, помещенного в однородную Вселенную с заданным законом расширения. Исследователи рассмотрели закон расширения вида a(t) ~ (t/t0)p с произвольной степенью. В этом подходе значения |p| ≫ 1 воспроизводят инфляцию, значения −1 < p < 0 отвечают не-инфляционным моделям расширения, а значения 0 < p < 1 — сценариям сжатия. Затем физики подставили найденные моды в двухточечную корреляционную функцию, которая описывает возмущения кривизны пространства-времени. В результате ученые получили спектр таких возмущений, то есть нашли, как их амплитуда зависит от импульса «стандартных часов».
Оказалось, что в инфляционном сценарии спектр возмущений кривизны не зависит от импульса, тогда как в альтернативных сценариях он быстро осциллирует. Качественно это поведение можно объяснить тем, что в ходе инфляции массивное поле все время остается в классическом режиме и быстро колеблется, из-за чего интегралы в корреляционной функции в среднем равны нулю. В альтернативных сценариях такое сокращение происходит только для очень больших или очень маленьких импульсов. Более того, ученые подчеркивают, что получить осциллирующий спектр возмущений кривизны в инфляционном сценарии за счет «новой физики» очень сложно из-за «тонкой настройки» параметров. Другими словами, для этого нужно создать в инфляционном потенциале целую серию особенностей, расположенных в нужных местах и имеющих нужную силу, что кажется нереалистичным.
Таким образом, авторы статьи считают, что предложенный ими эффект хотя бы в принципе позволяет альтернативные теории инфляции или фальсифицировать инфляционный сценарий (поскольку он является общим для всех инфляционных моделей). Для этого нужно извлечь спектр возмущений кривизны из реликтового излучения. К сожалению, в настоящее время точности измерений не хватает, чтобы почувствовать такие возмущения.
Ранее мы писали о других исследования, выполненных под руководством Абрахама Лёба. Например, в 2016 году астрофизик предположил, что черные дыры, сигнал от слияния которых впервые зарегистрировала обсерватория LIGO (GW150614), родились из одной звезды. Это объясняет гамма-всплеск, дошедший до Земли на 0,4 секунды позже гравитационных волн. В декабре 2017 года Абрахам Лёб совместно с коллегой из Гарварда показал, что черные дыры не могут образоваться по стандартному сценарию раньше, чем через сто миллионов лет после Большого взрыва (красное смещение z ≈ 40). Теоретически, это наблюдение может указать на существование первичных черных дыр — если астрономы когда-нибудь зарегистрируют гравитационные волны от пары черных дыр с бо́льшим красным смещением. Самая известная работа физика изучает образование источников света (звезд и квазаров) в ранней Вселенной и к настоящему моменту имеет более 700 цитирований. Впрочем, также стоит отметить, что иногда ученый участвует в довольно авантюрных проектах.
Подробно прочитать про теорию космологической инфляции можно в материале «Инфляция космических масштабов» — пересказе обзора Андрея Линде, фактически разработавшего эту модель в 80-х годах прошлого века. А про современное состояние теории можно узнать из интервью Андрея Линде, которое ученый дал в конце прошлого года.
Дмитрий Трунин
Это показали эксперименты с газированными напитками
Американские и французские физики разобрались в причинах, по которым всплывающие в газированном напитке пузыри выстраиваются или не выстраиваются в ровные цепочки. Для этого они проводили эксперименты с дегазированными напитками (газировкой, пивом, игристым вином и шампанским) и модельными жидкостями. В результате ученые выяснили, что на этот эффект влияет размер пузырей и характеристики и количество поверхностно-активных веществ в напитке. Исследование опубликовано в Physical Review Fluids. Всплытие пузырей в жидкости — это неотъемлемая часть множества процессов в природе и технологиях, начиная от просачивания газов из-под океанского дна и заканчивая очисткой сточных вод с помощью насыщения ее кислородом в аэротенках. Важную роль пузыри играют и в производстве газированных напитков: мы уже рассказывали об их роли в восприятии вкуса пива и шампанского. В случае с шампанским всплытие пузырьков играет еще и важную эстетическую роль: они поднимаются в виде почти вертикальных цепочек с постоянным интервалом. Вместе с тем, такое поведение встречается не во всех напитках. Теоретики лишь недавно смогли объяснить причину противоположного поведения: всплытия по зигзагообразным или спиральным траекториям. Причины же возникновения ровных цепочек физикам пока до конца не ясны, равно как и условия, при которых разные режимы всплытия сменяют друг друга. Ответить на эти вопросы взялась команда американских и французских физиков под руководством Роберто Зенита (Roberto Zenit) из Университета Брауна. Им удалось экспериментально и теоретически выяснить, что на формирование стабильных пузырьковых цепочек оказывает влияние два фактора: их размер и наличие в жидкости поверхностно-активных веществ (ПАВ). В случае с напитками последний фактор оказывается решающим — он определяет разницу во всплытии пузырьков между газированной водой и шампанским. Физики проводили опыты в плексигласовом прямоугольном бассейне размером 50 × 50 × 400 миллиметров. На дно бассейна ученые устанавливали иглы различного диаметра закругления, через которые подавали воздух и получали пузырьки разного размера. Контроль подачи воздуха, в свою очередь, регулировал частоту их образования и, как следствие, межпузырьковое расстояние. Исследователи наполняли установку жидкостями, предварительно дегазированными в условиях вакуума: газированной водой, светлым пивом, игристым вином и шампанским. Кроме того, в качестве модельной жидкости они использовали смеси дистиллированной воды и глицерина в различных пропорциях. Эксперименты сопровождались численным моделированием с помощью уравнений Навье — Стокса. Главный результат, полученный физиками, заключается в том, что стабильность цепочки устанавливается при размерах пузырей или количестве ПАВ, выраженного через число Ленгмюра, выше некоторых порогов, а до того они расходятся в пределах конуса. Симуляции показали, что пузырьки нужных размеров могут двигаться прямолинейно только в том случае, если на их поверхности создается достаточная завихренность — тогда подъемная сила, действующая на нижний пузырь под влиянием верхнего, меняет знак и вталкивает его следом. На это, в свою очередь, влияет химический состав напитков: если в пиве ПАВ — это тяжелые белки, то в шампанском эту роль играют более легкие жирные кислоты. Полученные результаты, помимо применения в производстве алкоголя, можно использовать для оценки уровня загрязнения ПАВ практически в любой жидкости. Группу Зенита давно интересуют пузырьки в алкоголе. Ранее мы рассказывали, как физики научно обосновали традиционный способ определения концентрации этанола при перегонке мескаля по времени жизни пузырьков.