Выбросы углекислого газа от мировой энергетики в 2018 году выросли на 1,7 процента до 33,1 миллиарда тонн за счет рекордного за десятилетие роста спроса на энергию, сообщило Международное энергетическое агентство (IEA) в очередном докладе.
Сжигание ископаемого топлива и некоторые другие промышленные процессы приводят к выбросам в атмосферу парниковых газов — из-за этого, как считают ученые, в последнее столетие наблюдается рост глобальной средней температуры и изменение климата. В прошлом году ВМО предупредила, что концентрация углекислого газа в атмосфере Земли в очередной раз обновила рекорд, достигнув 405,5 миллионной доли по объему в 2017 году.
По оценке IEA, почти две трети рекордного с 2013 года роста выбросов пришлось на электроэнергетику. Кроме того, 85 процентов глобального роста пришлось на Китай (рост выбросов на 2,5 процента), Индию (рост на 4,8 процента) и США (3,1 процента), в то время как в Германии, Японии, Мексике, Франции и Великобритании выбросы снизились. Прирост выбросов в 560 миллионов тонн сопоставим с общим объемом выбросов парниковых газов от международного авиационного сектора. Средняя концентрация CO2 в атмосфере, по данным агентства, выросла до 407,4 миллионной доли по объему.
Большая часть прироста пришлась на угольные электростанции, выбросы от которых выросли на 2,9 процента, или 280 миллионов тонн, и впервые превысили 10 миллиардов тонн. Тем не менее, одновременно с ростом потребления угля активизировался и переход с угля на газ, что снижало углеродоемкость энергетики (за счет глобального перехода удалось избежать выбросов 95 миллионов тонн углекислого газа). Переход на возобновляемые источники энергии позволил избежать 215 миллионов тонн выбросов CO2, преимущественно в Китае и Европе, так как производство электроэнергии от ВИЭ выросло более чем на 7 процентов.
По данным агентства, средняя углеродоемкость мирового производства электроэнергии в 2018 году равнялась 475 граммам CO2 на киловатт-час, что на 10 процентов ниже, чем в 2010 году.
Многие люди сомневаются в реальности антропогенного изменения климата, однако степень уверенности ученых в том, что оно вызвано деятельностью человека, достигла так называемого «золотого стандарта» в пять сигм (принятого, например, в физике) еще в 2016 году, недавно заключили исследователи из США, Канады и Великобритании.
Ольга Добровидова
Они могут дотянуться до глубоко залегающих резервов влаги
Во время экстремальной засухи лета 2018 года девственные леса Швеции оказались гораздо устойчивее вторичных лесов. Значение вегетационного индекса EVI2 для них меньше отличалось от усредненного за предыдущие 10 лет, чем у лесов, ранее подвергавшихся вырубкам. Это может быть связано с развитой корневой системой старых деревьев, которая способны добираться до глубоко залегающих резервов влаги, говорится в статье, опубликованной в журнале Environmental Research Letters. 60 процентов территории Швеции покрыто таежными лесами, большие площади которых вырубаются ради экспорта древесины. В результате разновозрастные леса, обладающие высоким биоразнообразием, замещаются одновозрастными насаждениями Pinus sylvestris (сосны обыкновенной) и Picea abies (ели европейской). И по распространению бореальных лесов, и по характеру землепользования Швеция очень похожа на Россию. На фоне глобального потепления все более частыми становятся засухи в высоких широтах, несущие угрозу таежным лесам. У ученых нет единого мнения об устойчивости девственных бореальных лесов к засухам. С одной стороны, в них растут старые и высокие деревья, и считается, что они более уязвимы к засушливым условиям. С другой стороны, в таких лесах не нарушен мохово-лишайниковый покров и присутствует валежник, а эти элементы лесных экосистем потенциально могут удерживать влагу. Ученые из Европейского космического агентства под руководством Джулики Вульф (Julika Wolf) исследовали состояние 348 первичных (девственных) лесов на территории Швеции во время экстремальной засухи лета 2018 года. Их отклик на засушливые условия с учетом топографии сравнивался с откликом окружающего их растительного покрова, сформированного вторичными лесами — теми, которые подвергались сплошным рубкам. Для этого авторы использовали спутниковые снимки Landsat, по которым рассчитывали вегетационный индекс EVI2. Оказалось, что в равных топографических условиях (положение на склоне или в низине, в прибрежной зоне или вдали от нее) первичные леса оказались гораздо более устойчивыми к засухам, чем вторичные. Значения EVI2 и различных статистических параметров в засушливых июле-сентябре 2018 года для них были близки к усредненным за предыдущие 10 лет нормальных условий. Ученые предположили, что важную роли в засухоустойчивости первичных лесов играют мощные корневые системы старых деревьев: они достигают резервов влаги, сосредоточенных в глубоких горизонтах. Ранее ученые выяснили, что в ближайшие десятилетия в Европе на фоне засух сосна Pinus sylvestris будет замещаться двумя видами дуба — Quercus pubescens и Quercus ilex. При этом высадка леса на 20 процентах неорошаемых земель Европы может помочь частично преодолеть последствия изменения климата и увеличить количество осадков в регионе на 7,6 процента.