Подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского занялся разработкой речного экраноплана, который бы можно было использовать для пассажирских перевозок по магистральным рекам России. Согласно сообщению института, за основу для нового экраноплана специалисты взяли пассажирское судно такого класса «Ракета-2», разработанное нижегородским Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева.
Экранопланом называют судно, способное двигаться на небольшой высоте от земной или морской поверхности «опираясь» на динамическую воздушную подушку, иначе называемую экраном. Экраноплан совмещает в себе свойства самолета и морского судна, хотя в морской классификации является судном. От других судов экранопланы отличаются значительно более высокой скоростью, которая может превышать 250 узлов. Такие суда не требовательны к инфраструктуре и могут выполнять посадку на водную поверхность. Экранопланы также отличаются большой грузоподъемностью.
Проектирование речного экраноплана ведется в рамках научно-исследовательской работы «Магистраль-интеграция». Согласно проекту, новое судно сможет перевозить до 20 пассажиров. Длина экраноплана составит 20 метров, а размах крыла — 11 метров. Аппарат будет иметь массу около 10 тонн. Судно сможет передвигаться по рекам на скорости не более 180-200 километров в час. Скоростной предел установлен действующими законами о речном судоходстве.
В рамках начального этапа проектирования специалисты Центрального аэрогидродинамического института проработали линейку речных экранопланов пассажировместимостью 20, 50 и 100 человек. Конструкция экраноплана предполагает использование в составе его шасси двух надувных баллонов, установленных вдоль фюзеляжа со стороны днища, носового ограждения и кормового отклоняемого щитка. Крыло также получило поплавки на концах консолей. В течение 2019 года специалисты планируют провести испытания моделей речного экраноплана в аэродинамической трубе и опытовом бассейне.
Ранее сообщалось, что в России планируется разработать экраноплан, который станет базовой платформой для судов разных классов, включая и судно-спасатель для работы в Арктике вдоль Северного морского пути. Разработкой судна занимается Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. Новый экраноплан будет иметь в длину 93 метра и размах крыла 71 метр. Масса экраноплана составит около 600 тонн. Судно сможет идти на экране при волнении моря до шести баллов.
Василий Сычёв
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Трасса для кольцевых автогонок — это не только дорожное полотно, полосатые поребрики и отбойники из автомобильных покрышек. К ним прилагается еще весьма внушительная инфраструктура. Которая обеспечивает не только безопасность пилотов и комфорт для зрителей, но и бережет уклад жизни местных жителей, не все из которых могут быть поклонниками автоспорта. Одним из главных раздражителей для последних, как правило, служит рев моторов — не только технически неотъемлемая часть автодорожных соревнований, но и ценностно. Конфликты из-за шума между местными жителями и организаторами гонок возникают повсеместно. Так что физики и инженеры постоянно ищут все новые пути технического разрешения тяжбы об акустике — начиная от контроля за уровнем шума двигателей и заканчивая разнообразными конструкциями для управления акустическими волнами над трассой. Но иногда проблемы шума решаются совсем другими методами.